Екатерина Макарова, директор департамента маркетинга и разработки продукта ASTERUS рассказала об опыте своей компании в импортозамещении. По её словам, валютная составляющая в проекте текущей жилой застройки ASTERUS составляет не более 8%.
Как в вашей компании идет процесс импортозамещения и переход на новые цепочки поставок стройматериалов? Какие стройматериалы приходится заменять? Где вы находите поставщиков?
Мы запустили процесс импортозамещения, а также альтернативного импорта при проектировании второй очереди жилого района ÁLIA в Тушинской пойме. Для балансировки риска очень важно работать в двух направлениях – искать отечественное и переориентировать импорт – с Запада на Восток. Привезти в принципе можно все что угодно – через Казахстан, Армению, Турцию, но нужно учитывать многие факторы, в частности эксплуатацию в дальнейшем.
Сейчас мы находимся в активном поиске по ряду позиций в двух группах: общестроительные материалы и инженерное оборудование. Если говорить о географии, то кроме России, Беларуси, Китая и Турции мы рассматриваем такие направления как Индия и Иран. Опыт последней страны, которая более 30 лет живет в условиях хронического санкционного давления, интересен вдвойне. Во-первых, с точки зрения организации цепочек поставок, а во-вторых, это для нас совсем новый рынок, где будем смотреть отделочные и фасадные материалы, возможно, какие-то довольно редкие позиции.
В части инженерии основные направления, по которым мы ищем альтернативу – это лифты, инженерное оборудование отопления, водоснабжения, электроснабжения и канализации. Здесь мы нацелены на установление долгосрочного сотрудничества. Нас интересует не просто подбор какого-то продукта по приемлемой цене, а именно партнерство, которое включает развитие полноценной инфраструктуры, в том числе эксплуатацию и сервисное обслуживание на территории Российской Федерации.
Сейчас есть конструктивное взаимодействие с Китаем, прорабатывается цепочка поставок по ж/д и авто. В Китае из-за карантина периодически закрывают границы между провинциями. Поэтому важно иметь в там правильного партнера, который поможет реализовать логистику. В Турции у нас есть надежный партнер – компания MESA, крупный девелопер (генподрядчик по второй очереди жилого квартала ÁLIA), и это огромный плюс – мы можем спокойно отсматривать оборудование и материалы для второй и третьей фазы ЖК ÁLIA. До конца июня мы планируем определиться с новым списком поставщиков для текущих проектов, а также доработать тендерные требования для генподрядчиков. Мы уверены: можно заместить все. Главное найти правильного партнера и продумать систему обслуживания и ремонта нового оборудования.
С какими стройматериалами испытываете наибольшие трудности? Какие перспективы по ним?
Самая большая сложность с автоматикой: датчиками, запорно-регулирующими клапанами и т.п. Подбор аналогов всего, что работает с электроприводом, пока проблематичен.
Мы ищем новых поставщиков в Турции и Китае, общаемся с российскими производителями, которые активно самостоятельно реализуют замену комплектующих оборудования европейского производства, и надеемся в ближайшее время решить этот вопрос.
Что происходит на рынке инженерного оборудования? Удалось ли вам найти замену для него?
Инженерное оборудование отечественного производства мы используем давно. В части сложной инженерии речь идет об отказе от европейских марок и поиске качественной альтернативы как в России и Беларуси, так и за рубежом – в Китае и других восточных странах. Тут главная сложность в согласовании всего нового оборудования с ресурсоснабжающими организациями. Это требует объединения усилий всех заинтересованных сторон.
Отдельный вопрос по скоростным лифтам. У ASTERUS есть действующие контракты с европейским производителем на лифты для малоэтажных и среднеэтажных зданий и обязательства по их исполнению. Параллельно решаем задачу поиска скоростных лифтов для высотных зданий. Требования к потенциальным партнерам у нас высокие: в части технических характеристик лифтов, опыта компании в реализации релевантных проектов, наличия представительства или официального дилера в России.
Проанализировав 16 потенциальных вариантов, поступивших к нам из Турции, Китая, Греции и Кореи, мы остановились на трех партнерах – одной российской и двух китайских компаниях, у которых есть опыт лифтового оснащения проектов застройщиков в Москве и других регионах России.
Как новые условия, в которых мы оказались, изменили структуру спроса со стороны конечных пользователей (покупателей, арендаторов)? Вносите ли вы изменения в проекты, которые находятся на стадии П?
Инфляционное давление сказывается как на падении доходов населения, так и на удорожании стройки (рост цен на стройматериалы и, как следствие, – на жилую недвижимость), что, безусловно, влияет на спрос. Чтобы сейчас продавать, необходимо делать девелоперский продукт более доступным, но не упрощать, а именно адаптировать. Мне кажется, это очень важно для покупателей – быть уверенными в том, что замещение и импортозамещение никак не отразится на качестве их будущего жилья.
В своем проекте мы поменяли квартирографию – сделали более разнообразную нарезку, чтобы у людей был больше выбор, и уменьшили среднюю площадь лота, чтобы снизить средний чек. Каких-то других глобальных изменений в текущих и будущих фазах ЖК ÁLIA мы пока не планируем. Важно подчеркнуть, что кроме жилья мы продолжаем строительство социальных объектов, которые были запланированы – детсад, школа, а также готовим всю инфраструктуру, благоустраиваем территорию. То есть полностью выполняем свои обязательства.
Три вызова, которые стоят сегодня перед вами
Мы бы так сформулировали ключевые вызовы: найти альтернативу ушедшим с рынка брендам без потери качества, переосмыслить подход к формированию ценностного предложения, решить вопрос с отделкой квартир. Как на них отвечать?
Первое – найти долгосрочных партнеров и получить наилучшие условия по критерию «цена-качество» с прозрачной логистикой и гарантией бесперебойных поставок. Плюс — найти решения по эксплуатации и обслуживанию уже установленного оборудования тех марок, которые ушли с российского рынка. Это целая рыночная ниша, которая востребована здесь и сейчас, потому что сохранение параметров качества и, главное, безопасность уже построенных объектов от этого напрямую зависит.
Второе – создание российского концепта жилой недвижимости на стыке европейского опыта и открывающихся возможностей на Востоке с учетом потребностей покупателей — от решения фасадов до функционала квартир.
Третье – сохранение доли квартир с отделкой. Некоторые девелоперы начинают отказываться от этой опции, опасаясь роста цен или просто исчезновения привычных отделочных материалов. Для нас принципиальный момент – искать новые решения, чтобы создать такой продукт, который сэкономит время, деньги и нервы покупателей, потому что делать отделку самостоятельно сейчас будет очень непросто.