Найти тему
Библио-лаборатория

Контакт с инопланетянами в литературе - попытка разбить на категории (с примерами)

Контакт с внеземным разумом — одна из главных тем фантастической литературы, причем не только научно-фантастической, но даже и фэнтези и мистики (а чем вам демоны из иной вселенной не представители чужого разума?). В ходе дискуссии с одним постоянным читателем канала (Андрей Меньшиков, мое вам почтение! При всем нашем несогласии почти по любому поводу, дискутировать с вами — сплошное удовольствие) я начал было писать развернутый комментарий, но вдруг подумал, что гораздо интереснее будет развернуть этот комментарий в статью.

Идея статьи в том, чтобы в самых общих чертах категоризировать основные модели контакта с чужим разумом, с приведением наиболее наглядных литературных примеров. Увы, я не слишком хорошо разбираюсь в фэнтези, хотя и не отношусь к жанру в принципе негативно — просто читаю больше НФ, поэтому и примеры будут оттуда же. Еще одна оговорка: понятно, что можно практически бесконечно плодить варианты, но тут надо уже не статью, а целую книгу писать, и потому я ограничусь несколькими основными.

Итак: сбылась то ли мечта, то ли фобия, и человечество столкнулось наконец с чужим разумом. Для простоты я не буду принимать во внимание довольно распространенную модель, когда земная цивилизация является доминирующей (как у Азимова в «Основании», например), возьмем вариант когда прилетели К НАМ.

Если оставить в стороне полную невозможность контакта, и принять как рабочую модель гипотезу о том, что есть возможность перемещения по Вселенной быстрее света, то у нас имеются несколько моделей контакта.

-2

1. Банально-оптимистичный (в духе советских утопий). Прилетают добрые пришельцы, всех спасают, обучают, дарят технологии. Например, книга «Каллисто и каллистяне» Мартынова весьма близка к этому варианту. Условно к нему же (с некоторыми мутациями) можно отнести и «Пересадочную станцию» Клиффорда Саймака. В целом, не слишком распространенная трактовка, потому что неизменно возникает вопрос, даже у самых идеалистически настроенных читателей и писателей: в чем подвох? Зачем пришельцам это нужно?

2. Банально-пессимистичный - классическая фантастика "вторжений", дорогу которой проложили еще «Ксипехузы» Рони-старшего и «Война миров» Уэллса. Наверное, самый распространенный вариант. Обычно отличается пафосной земной патриотичностью, «наши» всегда побеждают супостатов. Увы, куда более реалистичным мне кажется вариант Диша («Геноцид»), в котором человечество полностью уничтожено, чем всякие там "Дни независимости" и тому подобное.

-3

3. Прогрессорский. Вариант первого сценария, только пришельцы работают "под прикрытием", исподволь меняя нас к лучшему. Интересно, что произведений, следующих этой модели, практически нет - уж больно унизительной кажется людям мысль, что кто-то будет нас, как дикарей, потихонечку незаметно учить уму-разуму, в то время, как «в обратном направлении», то есть о людях-прогрессорах, написаны тонны. По-настоящему эту тему исследовали только Стругацкие - как раз в том плане, что не очень-то мы готовы принять мысль, что кто-то будет нас тайком (или явно) "прогрессировать".

4. Торгово-федеративный. Подразумевает, что, помимо технологии межзвездных перемещений пришельцы не особо нас превосходят, и мы на более-менее равных основаниях присоединяемся к звездным цивилизациям. Один из самых распространенных вариантов, мегатонны произведений, примеры приводить просто не имеет смысла, думаю, любой любитель фантастики с ходу вспомнит как минимум парочку любимых книг этого направления. Мне лично особо запомнились два рассказа, с которых начался цикл Стерлинга о шейперах и механистах: «Паучья роза» и «Рой».

-4

5. Эксплуатационный. Вариант второго сценария, только нас не уничтожают, а используют как рабочую силу или кормовую базу. Тоже классика: «романы порабощений». Тут вам и адская графомань главного сайентолога всея вселенной Хаббарда, и «Бегство Земли» Карсака (хотя там эпизод с порабощением только мельком описан), и «Янычары» Пурнелля. Обычно пронизано тем же освободительским духом, что и в основном варианте.

6. Наплевательский, который можно разбить на два подпункта:

а. Пришельцы обнаруживают Землю, понимают что это захолустный примитивный мирок, и взять с него нечего, заниматься прогрессорством лень, его помечают где-то в каталогах и забывают до лучших времен. Земля интересует только отдельных ученых, исключительно с академической точки зрения, а так гигантская галактическая цивилизация идет себе своим ходом. В качестве примера можно привести «Последнее слово техники» Бэнкса. Хотя в целом там речь идет несколько о другом, итог именно такой — Землю заносят в «Контрольную группу», то есть отказываются от какого-либо вмешательства в ее судьбу, и не потому, что она уникальна, а потому что незачем: либо справимся сами, либо незачем и заморачиваться.

-5

б. Пришельцы настолько непохожи на нас, что даже не сознают, что мы разумны, а, поскольку они определи нас в развитии, скажем, на миллион лет, мы им не интересны, как нам не интересны инфузории в луже под окном. Тут опять придется вернуться к Стругацким — завязка «Пикника на обочине» явно намекает на данный сценарий. Но вообще этот вариант опять-таки звучит слишком унизительно для нашего неоправданно самолюбивого и гордого вида, поэтому такого рода произведений совсем немного.

Есть еще, конечно, масса, вариаций, гибридов и мутаций, но, по-моему, основные я охватил. Если же, по-вашему мнению. Я что-то упустил — пишите в комментариях, будем дополнять каталог.

P.S. Я, пожалуй упустил один из самых популярных - уфологически-конспирологически-параноидальный, в котором инопланетяне зачем-то производят над людьми садистские медицинские эксперименты, и тайно управляют Землей, но, поскольку логики в нем не больше, чем в любой параноидальной галлюцинации, расписывать его не хочется )