Найти тему
Роман Мельниченко

Формы (источники) права

Содержание опорного сигнала:

1. Понятие и виды форм (источников) права.

2. Система нормативно-правовых актов в РФ.

3. Правотворчество в РФ.

1. Понятие и виды форм (источников) права

Формы (источники) права понимаются в двух смыслах. Как способы закрепления и внешнего выражения правовых норм (закон, подзаконные акты) и как то, откуда онтологически проистекает право (воля народа, воля правящих элит и т. п.).

Классифицируя формы права, необходимо отметить следующие их виды:

1. Устные– правила, заложенные в сознании людей в автоматическом режиме (правовой обычай, принципы, аксиомы права – очевидные базовые правила, не требующие закрепления для своей легитимности).

2. Письменные– обладающие признаком формальной определённости которые, в свою очередь, делятся на два вида:к случаю и постоянные.

Нормы к случаю (лат. ad hoс – создание нормы под определенное событие) делятся на: прецедент (лат. praecedens – идущий впереди, предшествующий), решение правоприменительного органа по делу, обоснование которого используется впоследствии при решении аналогичных дел органами равного или нижестоящего уровня; т. е. при совпадении фактических обстоятельств идет ссылка на описанное ранее дело), доктрину (тексты авторитетных ученых) и нормативный договор.Постоянные нормы (закон (нормативно-правовой акт)) – рассчитанные на неопределенный круг субъектов и ситуаций.

2. Система нормативно-правовых актов в РФ

Нормативный правовой акт – это письменный, принятый субъектом правотворчества в рамках его компетенции официальный (юридический) документ, содержащий (устанавливающий, изменяющий, отменяющий) нормы права.

Система нормативно-правовых актов РФ на федеральном уровне имеет следующую структуру:

1) Конституция РФ (Основной Закон – этот термин также используется в конституционном контексте).

2) Федеральные конституционные законы: а) предусмотренные Конституцией (в некоторых зарубежных странах такие законы именуются органическими); б) вносящие в нее поправки.

3) Законы (официально могут называться «федеральный закон», «закон РФ»; кодифицированные акты – кодексы и основы законодательства, также относятся к данной форме);

4) Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, приказы министерств и ведомств, инструкции и т. п.).

Закон – это принятый в установленном порядке органом законодательной власти или непосредственно народом нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Чем выше нормативно-правовой акт в данной структуре (иерархии норм), тем большую юридическую силу он имеет. Перечисленные в данной структуре нормативно-правовые акты в совокупности называются законодательством (в широком смысле; в узком же данный термин применим к собственно законам).

3. Правотворчество в РФ

Правотворчество – это юридически оформленная деятельность уполномоченных субъектов по созданию, изменению или отмене нормативно-правовых актов.

Чтобы стабилизировать право, была изобретена социальная институция – правотворческая деятельность. Идея этой деятельности – сито, являющееся фильтром. В праве есть фильтры, через которые правила проходят, и только самые правильные и самые важные остаются и помещаются в систему.

Рассмотрим данный принцип на примере процесса законотворчества. Всего фильтров пять, их называют стадиями законотворческого процесса. На любой из стадий, кроме опубликования, законопроект может быть «откинут».

• Первый этап: законодательная инициатива (спектр субъектов, обладающих ею, ограничен – в России к ним относятся Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов; по вопросам своего ведения – Конституционный и Верховный суды).

• Второй этап: чтения. Чтение законопроекта происходит на уровне Госдумы три раза (есть исключения для бюджетного законопроекта, проходящего четыре слушания).

• Третий этап: законопроект, одобренный нижней палатой парламента (Госдумой), утверждается в верхней палате парламента (Совете Федерации).

• Четвертый этап: подписание закона главой государства. Президент РФ либо подписывает законопроект, либо вправе наложить вето на его принятие, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов обеих палат парламента.

• Пятый этап: официальное опубликование – не опубликованные официально нормативные акты не подлежат применению.

Онлайн-курс "Теория государства и права (ТГП)" на Stepik https://stepik.org/course/117702/promo

#Роман_Мельниченко#тгп#теория_государства_и_права#право#мельниченко#правоведение#просто_о_праве#подготовка_к_зачету#подготовка_к_экзамену#лекция#юриспруденция#юрист#свободный_юридический_факультет#лекции_по_теории_государства_и_права