Как показывает исследование сервисов Работа.Ру и СберУслуги, о том, чтобы стать фрилансером, задумывались 44% россиян. Их привлекает возможность работать удалённо, самостоятельно планировать свой свой график, не быть привязанными к месту и больше зарабатывать.
Однако фриланс это не только свобода, но и большая ответственность. О том, какие могут возникнуть вызовы и как с ними быть, рассказал Дима Волков — он руководит направлением розничных продуктов ЮMoney, например, сервисом для самозанятых ЮSelf. Также Дима сам знаком с фрилансом не понаслышке.
Вызов №1 — найти заказчика
Постоянный поиск клиентов — важная часть работы. Задача фрилансера — сделать так, чтобы потенциальный заказчик мог узнать о нём из разных каналов.
- Начать можно с регистрации на биржах для фрилансеров — и на специализированных, и на общих (fl.ru, freelance.ru, freelance.habr.com, weblancer.net, upwork.com, kwork.ru, work-zilla.com и другие).
- Параллельно ищите потенциальные проекты в тематических сообществах в соцсетях и на форумах.
- Общайтесь с людьми. Проходите новые курсы, ходите на профессиональные мероприятия, копите контакты и рассказывайте о себе. Сарафанное радио — вполне рабочий канал, особенно для новичков.
- Не забывайте регулярно обновлять и дополнять своё портфолио, чтобы продемонстрировать свой рост как специалиста и расширить круг потенциальных заказчиков.
Как альтернатива: если вам хватает сил и времени, попробуйте развивать аккаунты в соцсетях. Заведите страницу или группу, где будете писать о себе, показывать свои работы и рассказывать о результатах. Личный блог помогает собрать наиболее лояльную аудиторию.
Вызов №2 — понять заказчика
Многие думают, что работать на фрилансе — значит быть предоставленным самому себе и ни от кого не зависеть. Но это не так. Ту тоже важно уметь находить общий язык с разными людьми — причём некоторые из них и сами не знают, чего хотят.
Поэтому, приступая к работе по проекту, как можно подробнее обсуждайте с заказчиком все детали и требования. Их можно собрать с помощью брифа. В процессе заполнения брифа важно не перекладывать всё на клиента, который может многого не понимать.
Лучше заполнять бриф вместе, общаться, задавать наводящие вопросы, отмечать ключевые аспекты будущего проекта. Это поможет структурировать всю информацию о компании и её потребностях, продукте и пользователях.
Вызов №3 — научиться решать денежные вопросы
Одна из особенностей работы на фрилансе — нестабильный доход. Поэтому постарайтесь откладывать деньги с каждого проекта: фрилансеру особенно важно иметь финансовую подушку безопасности.
Не используйте один и тот же счёт для денег за проект и для денег, которые вы решили потратить вечером в баре. Помните, что часть денег могут быть не ваши. Тут и расходы на аренду рабочего места, если вы работаете в коворкинге, и кофе с клиентом, с которым вы договорились провести рабочую встречу в кафе, и выплаты другим исполнителям, если они есть, и налоги.
Кстати, о налогах — многие компании не хотят сотрудничать со специалистами, которые уходят от их уплаты. Поэтому не поленитесь зарегистрировать ИП или получить статус самозанятого. Что выбрать — зависит от специфики вашей деятельности и годового дохода.
Быстро зарегистрироваться в статусе самозанятого можно в бесплатном сервисе ЮSelf от ЮMoney. Тут можно платить налоги, создавать чеки и выставлять счета клиентам. Доступны также редактирование и копирование чеков — это позволит вам экономить время.
Вызов №4 — самоорганизоваться
Работа на фрилансе, как и любая другая, должна быть организована и структурирована. Иначе — срыв дедлайнов и потеря клиентов.
Если, скажем, вы сова — пожалуйста, работайте по ночам. Но не забывайте, что у вашего заказчика может быть другой график. Например, с девяти утра до шести вечера с понедельника по пятницу. Тогда вам придётся подстраиваться и планировать свой режим так, чтобы созвоны проходили в удобное клиенту время.
Всегда будьте на связи в оговоренные с заказчиком слоты — рассказывайте о проекте, проводите мини-демо. Это позволит свести к минимуму количество возможных правок в дальнейшем.
Чтобы ничего не забыть и не пропустить, нужно вести список дел и задач в трекере, например в Trello. Так вы будете видеть результат своей работы, а искушение отложить что-то на потом/завтра/никогда будет меньше.
Организовать надо не только время, но и рабочее пространство. Важно создать себе такие условия, в которых ничто не отвлекает от задач на день. Кому-то помогает переобустроить своё рабочее место, навести порядок на столе или купить удобное кресло, а кому-то — оплатить абонемент в коворкинг.
Вызов №5 — не забывать про отдых
У кого-то на фрилансе возникает соблазн побездельничать — об этом мы уже упоминали. Но есть и те, для кого актуальнее обратная ситуация, и, по мнению эксперта ЮMoney, такой расклад ничем не лучше.
Иногда можно увлечься процессом — и это нормально, даже хорошо. Но отменить отдых и приёмы пищи ради работы по 16 часов в день — определённо плохая идея. К тому же работа фрилансера — это часто работа сидячая. Не нужно быть психологом, чтобы понимать, что постоянные переработки чреваты выгоранием, потерей интереса, апатией и другими побочками.
Конечно, параллельно лучше вести несколько разных проектов. Но не берите на себя больше, чем можете вытянуть. И не забывайте про полноценный отпуск — он нужен не только офисным работникам.
Понравился материал? Вам может быть интересно:
© 2022 ООО НКО «ЮМани». #фриланс #фрилансер #юмани #юmoney