Найти в Дзене
Флориан Блэк

Мастер демонических обложек Джо Петаньо. Motorhead, Nazareth, Sodom и прочая красочная жуть.

Давеча в статье об альбоме Bomber группы Motorhead вскользь было упомянуто имя Джо Петаньо, о котором сегодня хотелось бы поговорить подробнее, ибо этот замечательный дядька оформил БЕСчисленное количество #рок-альбомов, в основном тяжёлого жанра.

-2

Брутальные образы, которые он придумал, знает каждый уважающий себя металлюга, потому-то Петаньо удостоен отдельной публикации, посвящённой его творчеству. Ну и музон заодно послушаем, а как же. Но не будем забегать вперёд, а вспомним сначала ранние годы нашего героя.

Итак, американский #художник итальянского происхождения Джозеф Петаньо, или попросту Джо, родился в 1948 году. В возрасте 24 лет он переехал в Англию, где и устроился на работу в знаменитую #дизайнерскую компанию Hipgnosis. Там молодой рисовальщик ещё не помышлял о том, чтобы связать свою судьбу с "металлической" сценой, которой тогда и не существовало, а брался за любую работу, как прилежный подмастерье. В этом, пока безымянном, качестве он трудился над обложками для альбомов таких групп, как Led Zeppelin и Pink Floyd (в частности, именно Джо было доверено воплотить в красках коллективную разработку - логотип для основанного LZ лейбла Swan Song) .

-3

Лейбл, чьё название переводится как "Лебединая песня", издавал не только Led Zeppelin. Именно там дебютировала #супергруппа Bad Company, а также с подачи Джимми Пейджа были подписаны "шотландская Дженис Джоплин" Мэгги Белл, хард-рокеры The Pretty Things и новая англо-американская банда Detective. И на пластиночных ярлыках альбомов этих музыкантов красовался гордый Икар работы Джо Петаньо.

-4

Но не только Hipgnosis кормил молодого художника - Джо всегда имел подработку "на стороне". В 1973 году он оформил обложку #альбома "Sufficiently Breathless" группы Captain Beyond, где пел "пурпурный изгнанник" Род Эванс. Не мудрствуя лукаво, Петаньо изобразил на конверте всех странных персонажей заглавной песни, коих там немало.

-5

Ещё один релиз того же года - альбом пауэр-трио West, Bruce & Laing, в котором собрались два участника американской группы Mountain и Джек Брюс, экс-басист Cream. Пластинка имела название "Whatever Turns You On" - "От чего бы ты ни торчал", и при оформлении обложки Петаньо проявил чувство юмора, изобразив каждого #музыканта как воплощение того или иного порока.

-6

Разумеется, толстяк-гитарист Лесли Вест предстал в образе Обжоры, шотландец Брюс стал Выпивохой, а барабанщик Корки Лэинг оказался Сладострастником, заарканив сразу двух обольстительных девиц. Поверх этой картины идет лента комикса, где нарисованы похождения греховной троицы.

-7

1974 год ознаменовался для Петаньо заказом от #арт-рок группы Renaissance, для которых он оформил великолепный диск Turn Of The Cards. Синим выделена ссылка, по которой можно перейти на статью об этом альбоме.

-8

А затем последовала работа с народными любимцами Nazareth, обратившихся в Hipgnosis с просьбой сделать рисунок для готовящегося к выпуску альбома Rampant. Петаньо, который всегда заранее слушал музыку, которую ему предстояло иллюстрировать, вдохновился песнями назаретовцев настолько, что создал незабываемое полотно.

-9

Знаковым в судьбе художника стал следующий, 1975 год. Петаньо приглашали к сотрудничеству такие популярные #исполнители, как Hollies, Kinks, Sweet, те же Nazareth и многие другие. Картинки можно посмотреть, полистав галерею ниже👇

Особенно благотворно повлияло на дальнейшую карьеру нашего героя оформление обложек двух первых альбомов коллектива Baker Gurvitz Army, собравшего под свои знамёна братьев Гурвиц, игравших ранее тяжёлую психоделию в трио Gun, и присоединившегося к ним легендарного барабанщика Джинджера Бейкера. После выхода пластинки "Elysian Encounter" с фэнтезийным рисунком на конверте Петаньо было предложено проиллюстрировать книгу великого Рэя Брэдбери "Silver Locusts" ("Серебряная саранча"), известную русскоязычному читателю как "Марсианские хроники". Это уже была слава.

-11

Кроме того, в том же году Джо Петаньо познакомился с Лемми Килмистером - тогда ещё участником Hawkwind. Это знакомство спустя пару лет привело к тому, что Петаньо оформил дебютный альбом Motorhead, новой группы, собранной Килмистером. На обложке Петаньо изобразил, по его же словам, "законченного ублюдка - такого же, как и сам Лемми!"

-12

Образ, придуманный Петаньо, совмещал черты дикого кабана, медведя и собаки, а с клыков существа свисала цепь, украшенная черепушкой и прусским Железным Крестом. Эта харя стала символом Motorhead, который в разных вариациях появлялся почти на всех обложках её релизов. Его называли "Боевым Свинтусом" (War-Pig) или "Кривозубом" (Snaggletooth), но сам иллюстратор всегда именовал своё создание "Ублюдок" (Bastard). Листаем галерею👇

Как мы видим, художник проявил немалую изобретательность, рисуя своего любимого #монстра то взбесившимся паровозом, то чудовищной змеюкой, а то и демоном с языком в виде фаллоса. Это демоническое начало со временем стало доминировать в работах Петаньо, который стал тесно сотрудничать с представителями тяжёлого металла, от мелодичного хеви и классического трэша до самых экстремальных разновидностей. При этом количество жути на обложках шло по нарастающей.

В разное время клиентами нашего героя были датчане Pretty Maids...

-14

... англичане Bal-Sagoth...

-15

... американцы Autopsy...

-16

... немцы Sodom...

-17

... и многие другие.

-18
-19
-20
-21

Что ж, пожелаем красавцу Джо долгих лет жизни и успехов в его нелёгком труде на ниве тяжёлой музыки. Надеюсь, вам не было скучно, и вы поддержите автора лайками, а не забросаете гнилыми помидорами. Подписывайтесь, чтобы не теряться!

Беседа с Ричи Блэкмором на дружественном канале "Записки Царскосёла":

До новых встреч!!!