Давеча в статье об альбоме Bomber группы Motorhead вскользь было упомянуто имя Джо Петаньо, о котором сегодня хотелось бы поговорить подробнее, ибо этот замечательный дядька оформил БЕСчисленное количество #рок-альбомов, в основном тяжёлого жанра.
Брутальные образы, которые он придумал, знает каждый уважающий себя металлюга, потому-то Петаньо удостоен отдельной публикации, посвящённой его творчеству. Ну и музон заодно послушаем, а как же. Но не будем забегать вперёд, а вспомним сначала ранние годы нашего героя.
Итак, американский #художник итальянского происхождения Джозеф Петаньо, или попросту Джо, родился в 1948 году. В возрасте 24 лет он переехал в Англию, где и устроился на работу в знаменитую #дизайнерскую компанию Hipgnosis. Там молодой рисовальщик ещё не помышлял о том, чтобы связать свою судьбу с "металлической" сценой, которой тогда и не существовало, а брался за любую работу, как прилежный подмастерье. В этом, пока безымянном, качестве он трудился над обложками для альбомов таких групп, как Led Zeppelin и Pink Floyd (в частности, именно Джо было доверено воплотить в красках коллективную разработку - логотип для основанного LZ лейбла Swan Song) .
Лейбл, чьё название переводится как "Лебединая песня", издавал не только Led Zeppelin. Именно там дебютировала #супергруппа Bad Company, а также с подачи Джимми Пейджа были подписаны "шотландская Дженис Джоплин" Мэгги Белл, хард-рокеры The Pretty Things и новая англо-американская банда Detective. И на пластиночных ярлыках альбомов этих музыкантов красовался гордый Икар работы Джо Петаньо.
Но не только Hipgnosis кормил молодого художника - Джо всегда имел подработку "на стороне". В 1973 году он оформил обложку #альбома "Sufficiently Breathless" группы Captain Beyond, где пел "пурпурный изгнанник" Род Эванс. Не мудрствуя лукаво, Петаньо изобразил на конверте всех странных персонажей заглавной песни, коих там немало.
Ещё один релиз того же года - альбом пауэр-трио West, Bruce & Laing, в котором собрались два участника американской группы Mountain и Джек Брюс, экс-басист Cream. Пластинка имела название "Whatever Turns You On" - "От чего бы ты ни торчал", и при оформлении обложки Петаньо проявил чувство юмора, изобразив каждого #музыканта как воплощение того или иного порока.
Разумеется, толстяк-гитарист Лесли Вест предстал в образе Обжоры, шотландец Брюс стал Выпивохой, а барабанщик Корки Лэинг оказался Сладострастником, заарканив сразу двух обольстительных девиц. Поверх этой картины идет лента комикса, где нарисованы похождения греховной троицы.
1974 год ознаменовался для Петаньо заказом от #арт-рок группы Renaissance, для которых он оформил великолепный диск Turn Of The Cards. Синим выделена ссылка, по которой можно перейти на статью об этом альбоме.
А затем последовала работа с народными любимцами Nazareth, обратившихся в Hipgnosis с просьбой сделать рисунок для готовящегося к выпуску альбома Rampant. Петаньо, который всегда заранее слушал музыку, которую ему предстояло иллюстрировать, вдохновился песнями назаретовцев настолько, что создал незабываемое полотно.
Знаковым в судьбе художника стал следующий, 1975 год. Петаньо приглашали к сотрудничеству такие популярные #исполнители, как Hollies, Kinks, Sweet, те же Nazareth и многие другие. Картинки можно посмотреть, полистав галерею ниже👇
Особенно благотворно повлияло на дальнейшую карьеру нашего героя оформление обложек двух первых альбомов коллектива Baker Gurvitz Army, собравшего под свои знамёна братьев Гурвиц, игравших ранее тяжёлую психоделию в трио Gun, и присоединившегося к ним легендарного барабанщика Джинджера Бейкера. После выхода пластинки "Elysian Encounter" с фэнтезийным рисунком на конверте Петаньо было предложено проиллюстрировать книгу великого Рэя Брэдбери "Silver Locusts" ("Серебряная саранча"), известную русскоязычному читателю как "Марсианские хроники". Это уже была слава.
Кроме того, в том же году Джо Петаньо познакомился с Лемми Килмистером - тогда ещё участником Hawkwind. Это знакомство спустя пару лет привело к тому, что Петаньо оформил дебютный альбом Motorhead, новой группы, собранной Килмистером. На обложке Петаньо изобразил, по его же словам, "законченного ублюдка - такого же, как и сам Лемми!"
Образ, придуманный Петаньо, совмещал черты дикого кабана, медведя и собаки, а с клыков существа свисала цепь, украшенная черепушкой и прусским Железным Крестом. Эта харя стала символом Motorhead, который в разных вариациях появлялся почти на всех обложках её релизов. Его называли "Боевым Свинтусом" (War-Pig) или "Кривозубом" (Snaggletooth), но сам иллюстратор всегда именовал своё создание "Ублюдок" (Bastard). Листаем галерею👇
Как мы видим, художник проявил немалую изобретательность, рисуя своего любимого #монстра то взбесившимся паровозом, то чудовищной змеюкой, а то и демоном с языком в виде фаллоса. Это демоническое начало со временем стало доминировать в работах Петаньо, который стал тесно сотрудничать с представителями тяжёлого металла, от мелодичного хеви и классического трэша до самых экстремальных разновидностей. При этом количество жути на обложках шло по нарастающей.
В разное время клиентами нашего героя были датчане Pretty Maids...
... англичане Bal-Sagoth...
... американцы Autopsy...
... немцы Sodom...
... и многие другие.
Что ж, пожелаем красавцу Джо долгих лет жизни и успехов в его нелёгком труде на ниве тяжёлой музыки. Надеюсь, вам не было скучно, и вы поддержите автора лайками, а не забросаете гнилыми помидорами. Подписывайтесь, чтобы не теряться!
Беседа с Ричи Блэкмором на дружественном канале "Записки Царскосёла":