Найти тему
Заповедные кварталы

Шоссе, телеграф, железная дорога и другие средства сообщения/разобщения в Нижнем Новгороде

Оглавление

Рубрика «Краевед Заповедных кварталов» (из книги «Картинки нижегородского быта XIX века» Дмитрия Смирнова).

Любитель нижегородского края и житель Заповедных кварталов Дмитрий Смирнов очень документально, и в то же время довольно красноречиво, при этом без выступающего личного мнения, рассказывал чем и как жили нижегородцы.

Сегодня мы хотим поговорить про связь Нижнего Новгорода с Россией.

Первая вода

После визита Николая I в 1840-е годы нижегородские строительные вопросы сосредоточились на устройстве городского водоснабжения и способах сообщения. Инженер А.И. Дельвиг, племянник известного поэта, помог запустить водопровод. Город стоит на горе, и стоило немалых усилий поднять воду с реки в верхнюю часть города. Дельвиг использовал воду сильных родников у подножья горы близ Борского перевоза и поднимал ее с помощью двух паровых машин. Вода проходила по чугунным трубам на Благовещенскую площадь, где был устроен общественный фонтан. Сейчас это главная площадь города – Минина и Пожарского. Фонтан по-прежнему работает. Но тогда все эти усилия стоили не больше 1 ведра в день на каждого жителя, что конечно было недостаточно. Нижегородцы долгое время брали воду из овражных ключей.

Первое шоссе

Сообщение города с внешним миром до 1840-х годов происходило исключительно по старинным немощеным дорогам, справедливо называвшимся «костоломками» и «душетрясками». Казенное ведомство путей сообщения не торопилось с постройкой шоссейных дорог в районе Нижнего, вследствие чего именовалось в местном обществе не иначе как «ведомство путей разобщения».

В итоге помогло тюремное ведомство, нуждавшееся в хорошей дороге для арестантов, угоняемых в Сибирь через Нижегородскую губернию. Приступили к шоссейному строительству в 1842 году, а закончили в 1847 году.

мост через р. Клязьма
мост через р. Клязьма

Старшим начальником работ на дистанции, ближайшей к Нижнему, был М.В. Авдеев — посредственный инженер, но талантливый беллетрист.

Сравнительная благоустроенность дороги позволила установить между Москвой и Нижним омнибусное сообщение.

Первые телеграф и железная дорога

Первый электромагнитный телеграф появился между Нижним и Москвой в ноябре 1858 года. Этот момент совпал с началом сооружения первой в Поволжье железнодорожной линии, но министры финансов, государственных имуществ и транспорта тянули время, не спешили строить железную дорогу, ссылаясь на высокую стоимость и другие сложности.

-3

Изначально, правительство своими силами, без помощи иностранцев, выстроило 600-верстную Николаевскую дорогу. В дальнейшем решено было строить железнодорожную сеть частными предпринимателями, на частные капиталы, с некоторой помощью («гарантией») казны. Вокруг будущих лакомых «концессий» развернулась борьба капиталистических вожделений. Нижний Новгород сделался объектом домогательств двух конкурировавших между собой претендентов.

-4

В 1862 году строительство дороги была окончено. Первые пущенные по рельсам поезда состояли из 3–4 пассажирских вагонов и 10–15 открытых платформ со скамейками для пассажиров.

Завод в Сормово

Середина XIX века — время не только оживленного железнодорожного строительства, но и начала широкой полосы предпринимательства. Среди них и дворянин-грек Бенардаки, разбогатевший на винных откупах и приисках в Сибири. В Нижнем он увидел благоприятные условия для возникновения крупного металлообрабатывающего производства. Сначала он купил ремонтные мастерские Камско-Волжского пароходства и переоборудовал их в громадный, по тому времени, завод с двумя тысячами рабочих. К концу XIX века бенардаковские миллионы лопнули так же быстро, как появились на свет, и Сормовский завод стал собственностью анонимной акционерной компании.

завод Сормово
завод Сормово
Сормово, ул. Узкозаводская
Сормово, ул. Узкозаводская
молебен в день юбилея заводов АО Сормово
молебен в день юбилея заводов АО Сормово

Завод работает и сейчас, официальное название «Красное Сормово». Завод является одним из ведущих судостроительных и машиностроительных предприятий России, это и строительство гражданских судов, и изготовление продукции специального назначения для кораблей и подводных лодок.

Другие истории от Заповедных кварталов про эпидемии в Нижнем Новгороде, знаменитостей и послевоенные годы можно узнать в наших статьях. В следующий раз мы расскажем вам про нижегородских губернаторов XIX века.

Заповедные кварталы в ВК.

Исторические фото взяты с прекраснейшего сайта pastvu.com.