Рубрика «Краевед Заповедных кварталов» (из книги «Картинки нижегородского быта XIX века» Дмитрия Смирнова).
Любитель нижегородского края и житель Заповедных кварталов Дмитрий Смирнов очень документально, и в то же время довольно красноречиво, при этом без выступающего личного мнения, рассказывал чем и как жили нижегородцы.
Сегодня мы хотим поговорить про связь Нижнего Новгорода с Россией.
Первая вода
После визита Николая I в 1840-е годы нижегородские строительные вопросы сосредоточились на устройстве городского водоснабжения и способах сообщения. Инженер А.И. Дельвиг, племянник известного поэта, помог запустить водопровод. Город стоит на горе, и стоило немалых усилий поднять воду с реки в верхнюю часть города. Дельвиг использовал воду сильных родников у подножья горы близ Борского перевоза и поднимал ее с помощью двух паровых машин. Вода проходила по чугунным трубам на Благовещенскую площадь, где был устроен общественный фонтан. Сейчас это главная площадь города – Минина и Пожарского. Фонтан по-прежнему работает. Но тогда все эти усилия стоили не больше 1 ведра в день на каждого жителя, что конечно было недостаточно. Нижегородцы долгое время брали воду из овражных ключей.
Первое шоссе
Сообщение города с внешним миром до 1840-х годов происходило исключительно по старинным немощеным дорогам, справедливо называвшимся «костоломками» и «душетрясками». Казенное ведомство путей сообщения не торопилось с постройкой шоссейных дорог в районе Нижнего, вследствие чего именовалось в местном обществе не иначе как «ведомство путей разобщения».
В итоге помогло тюремное ведомство, нуждавшееся в хорошей дороге для арестантов, угоняемых в Сибирь через Нижегородскую губернию. Приступили к шоссейному строительству в 1842 году, а закончили в 1847 году.
Старшим начальником работ на дистанции, ближайшей к Нижнему, был М.В. Авдеев — посредственный инженер, но талантливый беллетрист.
Сравнительная благоустроенность дороги позволила установить между Москвой и Нижним омнибусное сообщение.
Первые телеграф и железная дорога
Первый электромагнитный телеграф появился между Нижним и Москвой в ноябре 1858 года. Этот момент совпал с началом сооружения первой в Поволжье железнодорожной линии, но министры финансов, государственных имуществ и транспорта тянули время, не спешили строить железную дорогу, ссылаясь на высокую стоимость и другие сложности.
Изначально, правительство своими силами, без помощи иностранцев, выстроило 600-верстную Николаевскую дорогу. В дальнейшем решено было строить железнодорожную сеть частными предпринимателями, на частные капиталы, с некоторой помощью («гарантией») казны. Вокруг будущих лакомых «концессий» развернулась борьба капиталистических вожделений. Нижний Новгород сделался объектом домогательств двух конкурировавших между собой претендентов.
В 1862 году строительство дороги была окончено. Первые пущенные по рельсам поезда состояли из 3–4 пассажирских вагонов и 10–15 открытых платформ со скамейками для пассажиров.
Завод в Сормово
Середина XIX века — время не только оживленного железнодорожного строительства, но и начала широкой полосы предпринимательства. Среди них и дворянин-грек Бенардаки, разбогатевший на винных откупах и приисках в Сибири. В Нижнем он увидел благоприятные условия для возникновения крупного металлообрабатывающего производства. Сначала он купил ремонтные мастерские Камско-Волжского пароходства и переоборудовал их в громадный, по тому времени, завод с двумя тысячами рабочих. К концу XIX века бенардаковские миллионы лопнули так же быстро, как появились на свет, и Сормовский завод стал собственностью анонимной акционерной компании.
Завод работает и сейчас, официальное название «Красное Сормово». Завод является одним из ведущих судостроительных и машиностроительных предприятий России, это и строительство гражданских судов, и изготовление продукции специального назначения для кораблей и подводных лодок.
Другие истории от Заповедных кварталов про эпидемии в Нижнем Новгороде, знаменитостей и послевоенные годы можно узнать в наших статьях. В следующий раз мы расскажем вам про нижегородских губернаторов XIX века.
Заповедные кварталы в ВК.
Исторические фото взяты с прекраснейшего сайта pastvu.com.