Примеров, больше примеров! Нет, я не про математику и не про деление в столбик. А вновь про любимое – про сочинения. И хотя письменная работа ЕГЭ по русскому языку не вызывает моего восторга в силу своей клишированности, поговорить о ней стоит. Ведь до экзамена остались считанные дни, а кому-то так нужно подтверждение, что он/она всё делает правильно.
Небольшое лирическое отступление перед сочинением
Оказывается, мой канал чуть ли не единственный на Дзене, где размещены примеры реальных ученических сочинений и аргументов. Узнала я об этом относительно недавно, когда решила, что, раз сама платформа не занимается продвижением образовательных каналов (ведь это не котики, политика и еда), необходимо поддерживать друг друга. И стала искать идеологических соратников, изучая их контент. В итоге поняла – ученических работ по русскому языку и литературе почти нет! А раз так, их нужно размещать. Теория и тесты – это, конечно, хорошо, но живую практику ничто не заменит.
А ещё поняла, что многие блогеры просто боятся публиковать что-то подобное. Ведь стоит сделать шаг в этом направлении, как налетает толпа специалистов-критиков, которым что-то не нравится. Причём порой эти маститые дяди и тёти откровенно забывают, что оценивают работу 15-17-летнего ученика, который не имеет ни большого жизненного опыта, ни серьёзного багажа знаний. А некоторые ребята даже читать-то не любят.
У меня такого страха нет. Будучи практиком, я понимаю: в 9-11 классах написать идеально нельзя, но примеры давать необходимо!
Сочинение Софии по тексту В.А. Захарова о несправедливости
В.А. Захаров в прочитанном мною тексте обращается к проблеме несправедливости.
Автор описывает жизнь Дантеса после убийства А.С. Пушкина. Она была счастливой и размеренной, остаток своих лет он провёл в кругу семьи. Мы понимаем, что жизнь не всегда справедлива. Разве так должен проводить время убийца?
Вторым примером, важным для понимания проблемы, является рассказ о жизни нациста, который во время Второй мировой войны расстреливал мирных жителей, а сейчас «живёт на берегу моря и чувствует себя бодро». Мы понимаем, что такой жестокий человек не достоин быть свободным.
Второй пример дополняет первый и подводит читателя к мысли о том, что в жизни много беззакония и пристрастности.
В.А. Захаров убеждает читателя в том, что в жизни случается несправедливость, когда «между добром и злом ставят знак равенства».
Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, если понимать разницу между хорошим и плохим, никто не останется безнаказанным. Чтобы убедиться в этом, обратимся к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Так, Родион Раскольников, когда убил старуху, считал, что поступает правильно. Он оставался безнаказанным, пока сам не пошёл и не признался в содеянном, за что был сослан на каторгу.
Таким образом, мы убедились в том, что жизнь несправедлива до тех пор, пока добро стоит на одной ступени со злом.
Мой короткий комментарий:
1. Это одно из самых коротких сочинений, которые я размещала. В нём всего 201 слово. Но оно полностью соответствует структуре, данной специалистами ФИПИ.
Напоминаю, что минимальный объём – 150 слов. Если объём равен от 70 до 150 слов, сочинение оценят с потерей баллов. Да и сочинением это назвать будет сложно.
2. В комментарии даны аргументы, которые действительно дополняют друг друга, демонстрируя примеры несправедливости. О других видах связи можно прочитать здесь:
3. На мой взгляд, в позиции автора удачно использована цитата В.А. Захарова. Такой ход позволяет не допускать необоснованных повторов мысли и разнообразить текст. О том, как определять позицию автора, я рассказываю здесь:
4. Вывод так же лаконичен, как и первый абзац (формулировка проблемы). Я бы их расширила, сделала интереснее, но в сочинении формата ЕГЭ это не считается недочётом. Баллы за композицию сняты не будут. Кстати, о формулировке проблемы и написании вывода, сказано здесь:
5. София допустила одну орфографическую ошибку, поэтому снят балл по критерию К7. Сумма баллов равна 24 из 25 возможных.
Подготовила Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь: