Найти тему

За сто лет железнодорожный мост так и не построили: как в реке Волхов появились монументальные опоры

В Новгородской области недалеко от знаменитого храма Спас на Нередице и не менее известного Рюрикова городища находится весьма интересный объект - опоры несостоявшегося железнодорожного моста через реку Волхов. Здесь даже сохранилась историческая насыпь, по которой должна была пройти железная дорога, соединяющая Петербург и Орел. Правда, зимой она больше похоже на гигантский сугроб, но тем не менее. Зато сами опоры выглядят очень основательно и даже монументально. Летом здесь, скорее всего, устраивают пикники; а в любое время года можно насладиться видом, который открывается с берега Волхова на Новгородский детинец.

Спас на Нередице
Спас на Нередице

Грандиозную стройку новой линии железной дороги задумали еще в 1913 году. Тогда городские власти вели активную переписку с более высокопоставленными чиновниками, которые могли повлиять на ход строительства.

Опоры моста
Опоры моста

В частности, городской голова Александр Соловьев отмечал, что «для Новгорода это было бы очень выгодно, ибо тогда мы получили бы кратчайший и прямой выход на Москву чрез Валдай и Бологое, а также чрез Бологое с Рыбинском и, следовательно, с волжскими грузами».
-4

К вопросу о строительстве новой железнодорожной ветки от Царского Села до Орла вернулись весной 1914 года. По планам, одна должна была пересекать пять губерний, соединив тем самым порты Балтийского моря с городами центральной России. Совет министров постановил, что идея великолепная и дал добро на начало строительства, однако работам помешала Первая мировая война.

-5

К проекту вновь вернулись в 1916 году, посчитав, что создание новой линии железной дороги даст положительный эффект не только в мирное время, но и сможет служить стратегическим объектом в период военных действий. В частности, ее можно использовать для передислокации войск и снабжения Петрограда.

-6

Надо отметить, что до Октябрьской революции удалось построить несколько участков железной дороги на территории современных Новгородской и Ленинградской областей. Еще один отрезок, соединяющий Северную столицу с Великим Новгородом ввели в эксплуатацию в 20-х годах прошлого столетия. А на протяжении следующих 20 лет от планов по созданию ветки от Ленинграда до Орла не отказывались, однако реализовать дореволюционный проект так и не удалось. Так что теперь в Волхове стоят крепкие каменные опоры, которые должны были стать основой для железнодорожного моста.

Вид на Новгородский детинец
Вид на Новгородский детинец

Кстати говоря, отечественные деятели культуры были категорически против строительства железной дороги именно в этом месте. Как уже упоминалось выше, в непосредственной близости от насыпи и опор несостоявшегося моста находятся два памятника архитектуры - храм Спас на Нередице и Рюриково городище, которые могли бы пострадать от запуска железнодорожного сообщения. А одним из идеологов протеста был знаменитый художник, археолог и общественный деятель Николай Рерих.

Вид на Юрьев монастырь
Вид на Юрьев монастырь

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)

Читайте также: