В Новгородской области недалеко от знаменитого храма Спас на Нередице и не менее известного Рюрикова городища находится весьма интересный объект - опоры несостоявшегося железнодорожного моста через реку Волхов. Здесь даже сохранилась историческая насыпь, по которой должна была пройти железная дорога, соединяющая Петербург и Орел. Правда, зимой она больше похоже на гигантский сугроб, но тем не менее. Зато сами опоры выглядят очень основательно и даже монументально. Летом здесь, скорее всего, устраивают пикники; а в любое время года можно насладиться видом, который открывается с берега Волхова на Новгородский детинец.
Грандиозную стройку новой линии железной дороги задумали еще в 1913 году. Тогда городские власти вели активную переписку с более высокопоставленными чиновниками, которые могли повлиять на ход строительства.
В частности, городской голова Александр Соловьев отмечал, что «для Новгорода это было бы очень выгодно, ибо тогда мы получили бы кратчайший и прямой выход на Москву чрез Валдай и Бологое, а также чрез Бологое с Рыбинском и, следовательно, с волжскими грузами».
К вопросу о строительстве новой железнодорожной ветки от Царского Села до Орла вернулись весной 1914 года. По планам, одна должна была пересекать пять губерний, соединив тем самым порты Балтийского моря с городами центральной России. Совет министров постановил, что идея великолепная и дал добро на начало строительства, однако работам помешала Первая мировая война.
К проекту вновь вернулись в 1916 году, посчитав, что создание новой линии железной дороги даст положительный эффект не только в мирное время, но и сможет служить стратегическим объектом в период военных действий. В частности, ее можно использовать для передислокации войск и снабжения Петрограда.
Надо отметить, что до Октябрьской революции удалось построить несколько участков железной дороги на территории современных Новгородской и Ленинградской областей. Еще один отрезок, соединяющий Северную столицу с Великим Новгородом ввели в эксплуатацию в 20-х годах прошлого столетия. А на протяжении следующих 20 лет от планов по созданию ветки от Ленинграда до Орла не отказывались, однако реализовать дореволюционный проект так и не удалось. Так что теперь в Волхове стоят крепкие каменные опоры, которые должны были стать основой для железнодорожного моста.
Кстати говоря, отечественные деятели культуры были категорически против строительства железной дороги именно в этом месте. Как уже упоминалось выше, в непосредственной близости от насыпи и опор несостоявшегося моста находятся два памятника архитектуры - храм Спас на Нередице и Рюриково городище, которые могли бы пострадать от запуска железнодорожного сообщения. А одним из идеологов протеста был знаменитый художник, археолог и общественный деятель Николай Рерих.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)
Читайте также: