В свете последних событий в экономике я стал чаще получать вопросы о сокращениях и увольнениях, а также смежным темам. Вопросы примерно одни и те же, так что напишу в двух словах план действий для работников на случай увольнения или давления (предложения уволиться самому). Вдруг кому-то будет полезно.
Сразу скажу - главное правильно сделать первые шаги и как можно быстрее зафиксировать нужные факты и собрать документы (потом может быть поздно: закроют доступы, нарисуют документы, успеют подготовиться и т.д.).
1. Зафиксировать факт давления: сохранить переписку, записать аудио переговоров или видео с онлайн встречи. В принципе можно использовать любые приемы - в судах частенько помогают именно первичные доказательства, когда работодатель не готов к сопротивлению и пытается "договориться по-хорошему". Важный нюанс: все электронные доказательства (письма, скриншоты и т.д.) надо сохранить как пдф из браузера с сохранением колонтитулов и даты - требование суда.
2. Ничего не подписывать, если не понимаете суть документа. При отказе от подписания работодатель может собрать комиссию и зафиксировать отказ - но это уже его проблема. Задача работника собирать документы (можно делать фото) и фиксировать возможные нарушения.
3. Найти у себя и/или потребовать у работодателя незамедлительно предоставить: трудовой договор, должностную инструкцию, ПВТР, все локальные акты, которые касаются вашей работы. Эти документы зафиксируют порядок ведения дел и вашей работы в компании. Часто бывает, что в процессе конфликта эти документы получают "обновления", выгодные работодателю.
4. Договариваться. Я считаю, что всегда лучше договориться. Вряд ли получится сохранить нормальные отношения и продолжить работу после начала конфликта, поэтому дальше дело обычно в цене. Стоит сразу определить свои конкретные пожелания и донести их до руководителя. Желательно, чтобы они были более-менее выгодны и самому работодателю. В моей практике чаще всего договариваются на 3 оклада - меньше чем максимальная выплата по сокращению, но больше чем ничего.
5. Действовать строго в рамках трудового договора, должностной инструкции, ПВТР. Бывает, что конфликт может затянуться. Я встречал ситуации, когда работодатель принципиально не хотел платить выходное пособие, а работник держался за должность. В итоге конфликт длился пол года. Работодатель делал все, чтобы работник допустил нарушение, но тот действовал строго по инструкциям.
6. Обратиться к юристу. Дальше следует обратиться к юристу и, возможно, в трудовую инспекцию. На моей практике трудовая инспекция не особо интересуется проблемами работников (они любят проверять компании по плану, а помогать кому-то индивидуально особо не спешат). А вот юрист заинтересован в том, чтобы помочь конкретному человеку и заработать на этом. В случае незаконного увольнения можно потребовать выплату ЗП за все время между увольнением и восстановлением + различные компенсации. Юрист поможет взыскать деньги через суд. И не стоит медлить: сроки для обращения в суд довольно сжатые.
P.S. Сейчас очень многие работники оформлены как ИП и самозанятые - фактически работают полный день на работодателя (зачастую удаленно), но оформлены как "предприниматели", отказавшись от своих трудовых прав. Это не очень хорошо (так сложнее), но все же это не повод сдаваться. Если фактически вы были работником, но оформлены как ИП/НПД - будут применяться трудовые отношения. А значит просто так уволить (расторгнуть договор) нельзя - положены гарантии и компенсации как для работников.
P.P.S. В своей практике я играю за обе стороны - помогаю и работникам и работодателям (в т.ч. грамотно и законно увольнять/сокращать персонал). Но здесь пишу только для работников, т.к. тут собраны только самые первые шаги - как среагировать в экстренной ситуации или сразу после нее. Работодателей приглашаю заранее готовиться к важным шагам.