Вчера я писал о таком уникальном случае, как урок от министра. Понято, что практически все коллеги правильно воспринимают эту показуху. Но немного удивило то, что один из популярных блогов по вопросам образования как-то слишком позитивно высказался про эту инициативу, больше того, пригласил провести такой урок в своей школе, а может быть и в школах других регионов. Впрочем, давайте я процитирую: «…было бы отлично, если бы высшие чиновники ведомства взяли бы за практику проводить хотя бы раз в полгода такие очные уроки в региональных школах страны. Все равно же они выезжают в субъекты. Много времени такая работа не займет, а для многих это будет возможность увидеть чиновников «вживую» и, возможно, изменить предвзятое мнение о них в положительную сторону. Увидеть в руководителях высшего уровня профессионалов своего дела».
Честно, не очень понимаю в чем фишка, если не брать чисто пиаровские вещи – у нас был министр! Я, например, и как учитель, и как заместитель директора не хочу, чтобы у нас проходили подобные мероприятия. Вот честно. Это же, как минимум, за несколько недель начнется свистопляска с подготовкой, причем мы прекрасно понимаем с какой, причем у министра эта подготовка, может быть, времени много и не займет, а вот у школы… А еще, мне, например, просто было бы очень стыдно перед моими учениками. Я им говорю, что надо всегда иметь свое мнение, а потом буду говорить, ну ребята, министр… вы же понимаете… К тому же, что более существенно – пользы от таких уроков нет, скорее надо говорить о том, чтобы минимизировать вред. Я не хочу сказать, что я такой белый и пушистый, и никогда подобные мероприятия не организовывал. За 34 года в школе много чего было. Но вот так, добровольно?
Причем тут есть несколько решений. Первое, и самое простое для министра и его замов, - это сделать цикл уроков по своему предмету (правда из замов только еще у Васильевой педагогическое образование). Один-два раздела из учебника, по всем нормативам ФГОС, со всеми требованиями. Записать все на видео и выложить с пометкой – мастер-класс от министра и его замов. При его возможностях найти учителей информатики, которые все подготовят, думаю не так сложно. Все. Вот вам, сомневающиеся, как ведет уроки министр – равняйтесь. Можно даже отрепетировать с детьми заранее.
Второе, более правильно, но, к сожалению, для него и его замов нереальное – это выйти в школу на 4 часа в неделю. Сразу оговорюсь – рассказывать про его загруженность не надо! Могу назвать фитнесс-клуб, куда он ходит регулярно, и сколько времени он там проводит, кстати, этот зал гораздо дальше от министерства, чем школа. К тому же, расписание заседаний правительства, и так далее, известно. Нет, как правило, такого аврала, чтобы была необходимость перенести уроки. Еще раз, от министерства до школы, если ползти, 15 минут пешком. Урок 45 минут. Час (условно) времени в день, четыре в неделю, на мой взгляд, - вполне себе нормальное количество времени, чтобы показать, что ты УЧИТЕЛЬ. Позволю себе, в очередной раз, процитировать А. Г. Каспаржака: «В авиационном полку командир эскадрильи – лучший летчик. Главный врач поликлиники или больницы – лучший врач. Директор школы – это учитель учителей. С моей точки зрения, есть профессии, где первая скрипка должна быть в руках у руководителя». Вот! Учитель – учителей! Хорошо, пусть не в школу, пусть в ВУЗ, он же доктор наук и доцент, значит, должен уметь преподавать. Вот пусть читает методику преподавания информатики – пара в неделю. Это, конечно, не школа, но все же. Кстати, глубокоуважаемый мной Г.А. Ягодин, уже будучи министром, лекции студентам читал, находил на это время!
Теперь с уровня министра на уровень региона. Руководитель регионального министерства (департамента, управления) со своими замами прекрасно может подхватить почин и пойти в школы на те же 4-6 часов, а за ними и районные (муниципальные) образовательные чиновники. В России 85 регионов, 2339 муниципальных образований, 1868 административных районов, учитывая руководители и, как минимум, 6 замов получается 30 044 человека! Подсчет, конечно, грубый, но показательный! Сколько часов они могут закрыть?! Даже по 4 часа в неделю больше 120 000! Причем все профессионалы (ну а кого еще назначают на такие должности?) – они станут тем самым локомотивом, который потянет наше образование в обещанную ими Президенту десятку стран по образованию. Как в армии – делай как я! Да и учителя, увидев, что, оказывается, чиновники могут сами выполнять все требования, которые предъявляют к ним, сразу же снимут массу своих вопросов. Глядишь и по зарплате изменения будут.
Только вот что-то подсказывает мне, что ни один чиновник никогда на такое не пойдет. И совершенно понятно почему. А залететь в школу раз в полгода, чтобы потом говорить – я тоже преподаю – это дешевый популизм и слабенький, скорее даже отрицательный пиар. Когда в школу для проведения мастер-класса или специального урока по теме приходит ученый, даже популяризатор науки – нет проблем. У него другие задачи. Тем более, если он после этого не рассказывает нам, как правильно учить детей, и какие мы некомпетентные. Но очень хочется посмотреть на этих ученых-популяризаторов в процессе системной работы в рамках предмета.
Надо разделять эти вещи. Я пришел к своим собственным детям в садик и рассказал про археологию, показал артефакты и красивые картинки – все дети захотели стать археологами. Но это совершенно не значит, что я смогу работать воспитателем в дошкольном отделении на постоянной основе. Пусть популяризаторы приходят в школу, пусть снимают замечательные учебные ролики – учителя будут только за. Но давайте не путать «туризм и эмиграцию».
Когда я уже почти закончил статью, коллега в своем комментарии на мой комментарий написала: «Мнение интересное. Будет тесно отвечать в рамках комментария. Постараемся написать статью на эту тему, раскрыв наш с вами диалог более детально.» Что ж, мыслим синхронно, интересно будет сравнить наши материалы.