Найти тему
soullaway soullaway

Элис Купер – нестареющий король шок-рока.

За более чем полувековую историю рок-музыки возникло множество стилей, жанров, поджанров. Хард, панк, готик, психоделик, джаз, арт, и все это рок. А если еще добавить всякие «металы» и «коры», то перечислять всё это можно бесконечно. Как правило, эти термины привязаны, прежде всего, к музыкальным особенностям, и во вторую очередь – к имиджевым и эстетическим. Тем не менее, есть и такие термины, которые описывают именно эстетическую составляющую, при этом музыкальные компоненты могут быть разными, в том числе в рамках творчества одной группы. К примеру, камеди-рок. Или шок-рок. Вот о нем, и о его отце-основателе и короле я бы и хотел сегодня поговорить.

Признаками шок-рока являются яркие сценические шоу и специфические тексты песен, тесно связанные эстетически и тематически с хоррорами, триллерами и прочими кино-произведениями, объединенными в категорию «фильмы ужасов». При этом музыка может быть практически в любом стиле, но преобладают хард-н-хэви, глэм, индастриэл, реже трэш-метал. И надо сказать, король этого славного жанра, Элис Купер, а это, как вы догадались, именно он, за свою более чем полувековую карьеру практически все жанры перепробовал. Он начал со сцены эпатировать публику задолго до того, как Оззи Осборн полакомился летучей мышью, Кинг Даймонд с Блэки Лоулессом в то время сидели за школьными партами (ну или прогуливали скучные уроки, что вероятнее), ну а Брайан Уорнер делал первые шаги, но не в музыке, а пешком под стол.

-2

Конечно же, Элис Купер это яркий псевдоним, на самом деле он родился в 1948-м году под именем Винсент Дэймон Фурнье в семье потомков французов-гугенотов, и по некоторым данным, его семья по отцовской линии происходит от генерала Лафайета. Семья у него было, надо сказать, весьма религиозная. Как правило, в таких семьях дети либо следуют тому пути, что указали набожные родители, либо, наоборот, родительские догмы вызывают отторжение. В случае с юным Винсентом так и произошло. Юношеский нигилизм привел его, как и многих молодых людей, к рок-музыке.

Изначально Элис Купер было названием группы Винсента. Да, он не сразу стал сольным артистом, и сперва занимался музыкой в составе группы. К такому названию они, кстати, пришли не сразу. Сперва были Earwigs, потом The Spiders, что для 1960-х было логично. Были же Жуки, почему бы не быть Уховерткам и Паукам. Вскоре от темы насекомых было решено отказаться, нужен был оригинальный ход, и после разных исканий появилась, или появился, Элис Купер.

С самого начала акцент делался на провокационные и эпатажные шоу. Сложно сказать, выстрелила бы группа без них. История сложилась так, как сложилась. В любом случае, на одном эпатаже не продержаться на сцене и десятка лет, а мистер Фурнье полвека в топе рок-музыки, уже несколько поколений фэнов успело смениться. Впрочем, ранние альбомы включают в себя вполне достойный музыкальный материал, в том числе такие хиты, как «School’s Out» и «No More Mr. Nice Guy». Скандальные шоу стали неким локомотивом для группы.

В какой-то момент на почве шоу в группе возникли разногласия: музыканты хотели сосредоточиться непосредственно на музыке, Винсент же был прирожденным шоуменом и артистом, в том числе и в театральном смысле. Да-да, он имеет кино-работы, в том числе и в культовом «Кошмары на улице Вязов», и участие в различных теле-шоу, даже в таком далеком, казалось бы, от рока, как Маппет-шоу. Элис вообще не чужд самоиронии. Ему приписывают высказывание: «Если ты спрашиваешь, за кого голосовать на президентских выборах у парня, который всю жизнь, пил, курил и играл на гитаре, в твоей жизни что-то не так». А у нас вот любят к таким парням прислушиваться по важным политическим вопросам. Впрочем, вернемся к музыке.

-3

Лично для меня первой прорывной работой Винсента Фурнье стал его сольный дебют уже под псевдонимом Элис Купер – «Welcome to My Nightmare» 1975 года. Альбом моментально стал бестселлером, после чего Элис и стал завсегдатаем на телевидении. Впрочем, сольником Купера альбом можно назвать условно, ибо все песни он писал в соавторстве, прежде всего с продюсером Бобом Эзрином. Элис вообще не чурался работать в команде, даже став сольным артистом. И ничего зазорного в этом нет. Каким бы потенциалом музыкант не обладал, всегда полезен критический взгляд на его творческие приемы со стороны и свежие идеи. Это то, чего не хватает многим нашим рокерам, которые привыкли писать песни, что называется, «в одно лицо», привлекая коллег по группе максимум до аранжировок. Со временем такой подход неминуемо сказывается на качестве материала. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Описывать весь творческий путь Элиса Купера в рамках данного материала не имеет смысла, поскольку в интернете написано об этом много. Скажу лишь, что благодаря музыкальной неопределенности шок-рока Элис пробовал себя в разных жанрах, как правило, актуальных на данный момент. Так, альбомы начала 1980-х «Zipper Catches Skin» и «DaDa» сделаны с элементами новой волны, а «Trash» и «Hey Stoopid » 1980-х и начала 1990-х это мелодический хард-рок, в работе над песнями которых принимали участие такие личности, как Десмонд Чайлд, Никки Сикс и Мик Марс. А в 2000-м году Купер выпустил потрясающий «Brutal Planet»,показав Мэрилину Мэнсону и Робу Зомби, откуда растут их корни и кто есть кто в шок-роке. Да, дядя и в индестриэл очень даже может.

-4

Альбомы 2000-х это уже эклектика, сложно что-то выделить, но, тем не менее, отмечу «Welcome 2 My Nightmare» 2011-го. Сиквелы, выходящие годы спустя от первоисточника, всегда претенциозны, но не всегда эту претенциозность оправдывают. Но вот у Элиса Купера получилось.

Казалось бы, дядя уже все всем доказал, и пора бы на заслуженный отдых, но нет. Альбомы продолжают выходить, причем с большей регулярностью, чем у коллеги и своего рода конкурента Оззи Осборна. В 2021-м вышел «Detroit Stories», который, в отличие от предыдущих эклектичных работ 21-го столетия, представляет собой хард-рок на классической рок-н-рольной мелодике. Да, песни изобилуют стандартными ходами и клише, но как мастерски Элис ими жонглирует. Все к месту и ничего лишнего! Равно как и вокал. Да, Купер не обладает способностями Роберта Планта или Яна Гиллана, но свой диапазон он использует так умело, что песни звучат самодостаточно.

Сложно сказать, почему у нас в стране популярность Элиса Купера уступает тем же Nazareth или Slade, не говоря уже о Deep Purple. Я вот сам далеко не сразу ознакомился с его альбомами, как-то мимо меня они проходили. Но, услышав его фирменный вокал с легкой хрипотцой и запоминающийся припев в песне «Poison» с альбома «Trash» я понял, что моим вниманием он был обделен незаслуженно. С тех пор я жду каждого нового релиза Элиса, зная, что скучно не будет. А сейчас я поставлю его актуальную работу про славный город Детройт, чего и вам рекомендую.

На сегодня же у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.