Для того, чтобы аккуратно и бережно настроить контраст и проявить детали светов и теней изображения в Darktable нам, при всем богатстве инструментов, в принципе, хватит и двух модулей.
Про один, Filmic RGB, мы уже поговорили - с его помощью мы выставили уровни черного и белого, убрали пересветы.
Сегодня посмотрим на нашего второго помощника в этом деле - модуль Tone equalizer (Эквалайзер тонов).
В Лайтруме, привычном и знакомом, чтобы проявить тени/света и настроить контраст мы или дергали ползунки Blacks/Shadows/Highlights/Whites, или спускались ниже и шевелили тоновую кривую. Ну а если хотелось проявить детали только на каком-то участке изображения, то нам помогали в этом маски. Наш сегодняшний герой из мира Darktable делает всё то же самое, и делает он это очень удобно и наглядно. Давайте смотреть!
Высветляем или затемняем детали
Самый простой и очевидный способ применения эквалайзера. Хотим мы подрегулировать какой-то диапазон экспозиции. Например, у этого моста нижнюю часть прорисовать, посветлее сделать. Проще простого! Включаем модуль и наводим курсор на тот фрагмент. который нас интересует.
Видим рядом с курсором, в каком именно диапазоне яркостей находится участок. Здесь 5,7 EV - значит, чтобы с этой частью изображения работать, нам нужно двигать яркости 5EV и 6EV. Кстати, не обязательно это делать, возвращая курсор внутрь самого модуля и двигая там вручную ползунки, можно вот так навести курсор и сразу поработать колесиком мышки.
Модуль разбивает изображение на 9 ступеней яркости - от 0 до -8, и двигая соответствующий ползунок, мы изменяем яркость этой ступени - либо затемняем, либо высветляем участки изображения, которые попали в эту "полосу".
Модуль это делает умно, он подстраивает автоматически и соседние участки, чтобы не было пятен и грубых переходов, за это отвечает алгоритм, выбранный в пункте Preserve details (Сохранять детали) на вкладке Masking (Маска). Если мы используем эквалайзер только для этой цели, то лезть на эту вкладку не стоит, настройки по умолчанию справляются хорошо.
Единственный нюанс - давайте без фанатизма. Если двигать ползунки больше, чем на 0,5 стопа, могут полезть неестественные ореолы или появится эффект искусственного HDR, как на фото с китайского мобильного телефона (именно китайцы почему-то это очень любят и в своих камерах часто включают по умолчанию). Будьте аккуратны, контролируйте, что у вас получается.
И не забывайте, что хоть и сам модуль уже поделил нам изображение на диапазоны яркостей, мы можем сделать выборку еще точнее, внизу у модуля есть маски - хотите по свету, хотите по цвету/насыщенности, хотите кисточкой рисуйте или их комбинируйте (я чуть-чуть коснулся темы масок, когда про баланс белого писал - пятый пункт по ссылке).
Если при изменении ползунка яркость двигается не только там, где нам хочется, помните о возможности добавить маску - Darktable тем и хорош!
Эквалайзер вместо Кривой
А еще Darktable хорош тем, что один и тот же модуль можно использовать для разных целей. Например, эквалайзер тонов может работать еще и тоновой кривой.
Обычная Кривая тут тоже есть, более того, их две разных - LAB и RGB, но тоновый эквалайзер будет бережнее работать с цветом. Этот модуль scene-referred, а кривые тут display-referred.... И можно, я не полезу в эти дебри пока что? Меня и так с моим занудством мало кто дочитывает))) Просто пока поверьте на слово, что scene-referred модули с цветом обращаются аккуратнее.
Тут кстати стоит упомянуть, что LUTы, которые упрощают нам обработку, применяются модулем, который display-referred, а это значит, что если поверх LUTа мы потом будем крутить цвета дополнительно, то могут полезть всякие противные пятна в оттенках, которые близки к границе цветового охвата. Скорее всего, все будет нормально, почти наверняка не столкнётесь, но предупредить обязан. Это к слову...
Но что-то я отвлекся - про цвет-то мы поговорим еще много где, а пока вернемся к светотени. Забабахаем мы на изображение классическую S-образную контрастную кривую! Берем наш модуль Tone equalizer, нажимаем на предустановки и видим, что там нам три варианта такой кривой уже приготовили: слабая, средняя или посильнее - как пожелаете. Выбираем и используем как отправную точку.
Кроме S-кривой тут еще много более специфических вариантов - для изначально очень высококонтрастных сюжетов, например, может лучше подойти сжатие светов/теней. В любом случае, ничто нам не мешает вручную подергать ползунки и подстроить под себя.
Более того, лучше так и делать - выбрать пресет как отправную точку и уже самостоятельно настраивать изображение, как нам нравится. Пресеты пресетами, а собственное чувство прекрасного они не подменят.
Шевелить ползунки удобнее на второй вкладке, в продвинутом режиме - так нагляднее.
И тут очень важный момент! Если мы хотим использовать Эквалайзер как Кривую, то нам все-таки придется зайти во вкладку Masking (Маска) и чуток покрутить настройки.
- Во-первых, если мы Эквалайзером хотим не вытягивать детали из теней, а используем его, чтобы добавить контраст, то отключаем сохранение деталей. Если мы используем пресет контрастной кривой, то это отключится само. Если же хотим колдовать вручную, то не забываем.
- Во-вторых, ползунком коррекции экспозиции двигаем полоску на графике так, чтобы она была в середине окошка. Так мы избежим провала теней/светов. Контраст повысится, но в глухую черноту наша фотография при этом не свалится.
А что если мы хотим на одном изображении сделать и то, и то? И общую контрастность сделать поинтереснее, но и на отдельном участке что-нибудь высветлить?
Эх раз, ещё раз...
Тут мы снова радуемся тому, что в Darktable можно один и тот же модуль использовать много раз. Щелкаем на маленькие прямоугольнички, там же где предустановки кривых смотрели, чуть левее. И выбираем New instance (Копировать).
Пошаговый сценарий
Не претендуя на абсолютную истину, само собой, а просто делясь своим подходом - я бы настраивал светотень фотографии таким образом:
- Модуль Exposure (Экспозиция) - начальная настройка изображения в целом. Посветлее/потемнее (по ссылке LUTы, но там я и про экспозицию писал).
- Нейтральный баланс белого. Красоту наводить и цвета двигать будем уже в конце работы, но чтобы понимать, как на него ложится обработка, хорошо бы изображение сразу привести к плюс/минус нормальному ББ.
- Увеличим фотографию и посмотрим, не смущает ли нас шум. Если смущает, активируем модуль Denoise (profiled). В русском переводе называется Шумоподавление (профиль). Почти всегда хорошо работает с настройками по умолчанию.
- Модуль Filmic RGB - автоматически "волшебной палочкой" выставляем пороги черного и белого, а потом вручную поправляем, как нам нравится. Если есть проблемные участки с пересветами, то колдуем над ними тут же.
- Tone equalizer как Кривая. Начнём с какого-нибудь из пресетов контрастной кривой и уже руками доводим до того контраста, который нравится. Но перед ручным трудом проверяем, что во вкладке Masking отключено восстановление деталей, а еще на той же вкладке двигаем белую полоску в середину окна.
- Снова Tone equalizer - делаем New instance (Копировать) и используем тот же модуль, но уже с настройками по умолчанию. Выделяем тот участок, который хочется сделать потемнее или посветлее, и очень аккуратно (+/- 0,3EV, больше б не надо) шевелим соответствующие ползунки. Если участков несколько, можем сделать New instance (Копировать) ещё столько раз, сколько нам нужно. Это ж Darktable!
- Когда добились того, чтоб контраст нравился - идем в модуль Sharpen (Резкость), чтобы обычной нерезкой маской подстроить выходную резкость нашей фотографии. Не забываем также по необходимости про коррекцию искажений объектива, шумодав и прочие не имеющие к сегодняшней теме отношения, но важные инструменты.
Вот такой несложный и приятный рабочий процесс с удобным и производительным инструментом в руках.
Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте, если статья показалась вам полезной. А главное, снимайте и обрабатывайте в своё удовольствие! До новых встреч.
#darktable
#обработка фотографий
#фоторедакторы
#фотографии
#фотограф на осадном положении
#фоточайник
#контраст
#тоновая кривая
#эквалайзер
#цветокоррекция