Найти тему
Шеф обозревает

"Черепашки-ниндзя" от издательства "Минск": Первые кроссоверы... Пусть и упоротые

Хотелось бы поговорить о таком культурном явлении 90-х, как художественные книги о черепашках-ниндзя от белорусского издательства "Минск".

Черепашки-ниндзя... Как много эти слова значили для детей 90-х. Это был по-настоящему культурный феномен: комиксы, мультсериал, полнометражные фильмы...

Обложка комикса от Archie Comics
Обложка комикса от Archie Comics

Кадр из заставки мультсериала 1987 года
Кадр из заставки мультсериала 1987 года
Кадр из фильма "Черепашки-ниндзя 2: Секрет канистры"
Кадр из фильма "Черепашки-ниндзя 2: Секрет канистры"

Не обошла их стороной и художественная литература. Но поскольку все это было написано без лицензии, зачастую это был какой-то лютый отборный трэш. Чаще всего брался сюжет какого-нибудь известного голливудского фильма и туда каким-то непостижимым образом вписывались черепахи. Причем за основу сюжета часто брались отнюдь не детские фильмы: Пятница, 13-е, Кошмар на улице Вязов, Фантазм, Чужой, Хищник, Лепрекон, Зловещие мертвецы... Или к примеру могли ли вы предполагать тогда, что черепашки объединятся с Бэтменом? А такое тоже было!!!

Та самая книга-кроссовер с Бэтменом. За основу был взят фильм "Бэтмен навсегда". Это только первая часть. Существует продолжение "Черепашки-ниндзя: Бэтмен против Двудушника".
Та самая книга-кроссовер с Бэтменом. За основу был взят фильм "Бэтмен навсегда". Это только первая часть. Существует продолжение "Черепашки-ниндзя: Бэтмен против Двудушника".

С кем только не приходилось сражаться черепахам: с маньяками-убийцами ("Черепашки-ниндзя и Баркулаб фон Гарт", "Черепашки-ниндзя и Черная рука"), с демоническими созданиями ("Черепашки-ниндзя против зловещего духа мертвецов"), с привидениями ("Черепашки-ниндзя против выходцев из параллельных миров") и даже с древнегреческими богами ("Черепашки-ниндзя в Греции")

-6

Чаще всего авторы сами не знали о чем пишут, не знали характеры героев. Вот, например, описание Микеланджело, который всегда был тусовщиком и самым легкомысленным из четверки.

Черепашка Микеланджело, а попросту Мик, был титаном. Он умел все или почти все: великолепно владел каратэ, ушу и дзюдо, знал пять языков, два из которых были древнейшие – древнеяпонский и латынь. Чудесно рисовал и играл в шахматы, недурно пел. Впрочем, друзья обвиняли иногда Мика в занудливости, но, поостыв, списывали все на его разностороннюю натуру. Вот чего не умел Микеланджело, так это врачевать. Сколько было случаев, когда Мик невольно становился безучастным свидетелем смерти многих и многих людей и ничего не мог поделать. Он страшно переживал из-за этого и всеми силами старался научиться врачевать по-волшебному, чтобы быть не хуже других.

А их происхождение? Забудьте про мутаген и прочее! Вот истинное рождение черепах!

Черепашки появились на свет необычным образом. Однажды старый художник Йоши Мирфу от нечего делать нарисовал забавное существо, похожее на человека и черепашку одновременно. Черепашки удостоились чести стать украшением домашней коллекции художника. Но однажды эти картины увидел волшебник из Китая и захотел взять себе. Художник не соглашался. Тогда волшебник решил поступить иначе:
– Раз ты не хочешь мне их отдать, я сделаю так, что они будут тебе в тягость, и ты еще тысячу раз пожалеешь, что не отдал их мне…
– Я не боюсь твоих угроз, я вкладывал в свои картины душу, и они не причинят мне вреда.
Тогда разъяренный волшебник произнес заклинание:
Ветер зашумит – и пусть! Земля задрожит – пускай! Все переменится вдруг, Сойдет на полях урожай. Чары мои сильны – Сделайся камнем, лед. Небо, замри на миг. И ни назад, ни вперед! Пусть черепашек тень станет и плетью, и злом! Так повелел я здесь, Так и случится потом!
И, взмахнув руками, как крыльями, волшебник исчез, оставив после себя крутящийся столб пыли.
Художник немного испугался, но, увидев, что ничего дурного не произошло, успокоился и вернулся домой. Был уже поздний вечер, семья спала.
Наутро было солнечно и необыкновенно тихо. Как обычно, художник пошел посмотреть на свои картины – он делал это каждое утро. Вдруг ужас охватил его. По полу его мастерской ползали, натыкаясь друг на друга, черепашки, видом и размером точь-в-точь живые копии его картин. Одно успокаивало мастера – эти существа были безобидными.
Однако черепашки росли на глазах, превращаясь в мощных черепах, твердо стоящих на задних ногах, подобно человеку. Постепенно у них начала проявляться агрессивность, даже злоба.
Вот тут-то и вспомнились художнику слова рассерженного колдуна: «Пусть черепашек тень станет и плетью, и злом, так повелел я здесь, так и случится потом!»
«Ах, злодей, – подумал художник. – Ты захотел погубить меня? Ничего не выйдет! Я художник, и владею своим искусством, как мать своими детьми. Я знаю, что предпринять».
И он, протянув вперед правую руку, заговорил:
– Дорогие мои дети! Выслушайте меня. Я ваш родитель. Ибо я придумал вас. Без сомнения, вы мои любимые дети, а посмотрите, сколько их у меня, – он указал на стоявшие и висевшие в мастерской картины. – А вы – самые дорогие, и лучшим доказательством этого является то, что вы ожили. Я ждал этого момента всю жизнь, и он наступил. Я счастлив. Я дам вам имена, какие дают только прирожденным художникам. И верю, что вы ими станете…
И чудо произошло. Черепашки сначала внимательно слушали, потом мордочки их начали светлеть и, наконец, они заулыбались, бесконечно счастливые. Тут же, наперегонки, они бросились обнимать «отца». Все «семейством поздравляло друг друга. Но вот одна из черепашек спросила:
– А кто из нас будет кто? Кто Рафаэль, кто Леонардо, Микеланджело?…
– Ну, это уж вы сами разбирайтесь, – неосмотрительно бросил художник.
В следующую секунду поднялся такой гвалт, что ничего нельзя было разобрать. Черепашки стали толкать друг друга, драться и при этом визжать, как сирены. Еще немного, и «новорожденные» передрались бы до смерти. Пора было сказать свое веское родительское слово:
– Мальчики, так мы не решим ни одного вопроса. Вот что я вам предлагаю. Учитывая, что вы еще малообразованные и воспитания у вас нет никакого, нам предстоит огромная работа. Вот вам цель: каждый своим трудом и своими способностями должен завоевать, заслужить себе то или иное имя. Согласны ли вы, дети мои?
Подумав немного, черепашки закивали головами:
– Мы согласны, – хором произнесли они.
– Ну, вот и отлично. Сегодня же приступим, – обрадовался художник.
Вся ватага двинулась на улицу. Там, обалдевшие от открывшегося простора существа, стали прыгать, кувыркаться, ползать, и вдруг один из них полетел! Впоследствии его назвали Леонардо. Это удивило мастера, но не черепашек – они все дружно тоже взмыли в небо.
– Вам это не трудно? Вы не прилагаете к этому никаких усилий?
– Нет, нет! Нам это очень легко и приятно, – ответил на лету будущий Микеланджело.
«Вот в чем дело, – подумал художник, – они владеют волшебством. Хоть одно доброе дело сделал волшебник, живи он долгов.
Обрадованный «отец» позвал черепашек на землю и начал учить:
– Вы не простые смертные. Вам дано многое. Именно поэтому вы должны учиться, – и учиться прилежно. Я обучу вас наукам, приглашу к вам учителей, которые помогут овладеть каратэ. И вы станете самыми могущественными волшебниками на свете.
Как сказал отец-учитель, так и сделал. До конца дней он обучал черепашек истории и литературе. Одновременно они осваивали тонкости боевых искусств, и уже в скором времени владели каратэ, дзюдо, ушу.
Прожив до девяноста лет, старик умер, а черепашки только к этому времени достигли зрелого возраста, и им предстояла еще долгая жизнь.
Итак, шли столетия, а черепашки нисколько не старели. На их глазах разворачивались все исторические события, которые они могли видеть благодаря способности передвигаться во времени и пространстве.
Везде, в каждом событии черепашки принимали участие. Спасали безвинных, сражались на стороне правды. Они стремились к справедливости, потому что помнили слова своего учителя: «Вы не злые существа, как хотел того злой волшебник. Вы не коварные, а добрые и справедливые, и потому ваш долг, используя магическую силу, помогать людям, попавшим в беду, в несчастье. Объясняйте заблудшим их истинное предназначение, спасайте несчастных и обездоленных, а злых не жалейте – не то они после отомстят вам». В трудные минуты, когда опасность, казалось, была смертельная, черепашки вспоминали эти слова и приободряли друг друга.

К черту мутаген и Сплинтера! Только гребаная магия!

Или как вам подобные сцены? Напоминаю, это книга о черепашках-ниндзя.

С диким криком Джейн бросилась бежать. Ветки хлестали ее по лицу, цеплялись за одежду, раздирая в кровь кожу на теле. Но как ни старалась Джейн оторваться от погони, расстояние между ней и убийцей неумолимо сокращалось. Спиной она чувствовала, что еще секунда, и убийца ее настигнет. Не выдержав напряжения погони, Джейн остановилась, и в тот же момент острый стальной штырь пронзил ее насквозь. Затем Баркулаб фон Гарт приподнял ее и ударил о дерево. В списке Баркулаба появились первые жертвы.

Нарубив дров, Марк возвращался к палатке. Треск сухих сучьев, которые преграждали ему дорогу, напрочь заглушали шаги утопленника-убийцы. Баркулаб фон Гарт, шаг за шагом, приближался к нему. Марк не успел и вскрикнуть, как сильнейший удар в висок опрокинул его на землю. Следующим ударом утопленник-убийца пригвоздил его к земле. Затем он поднял топор и направился к палатке. Услышав шаги, Сильвия открыла глаза.
– Марчик, – нежно сказала она. – Я соскучилась без тебя. Иди ко мне. Но Марк не отвечал.
– Ты что молчишь? – спросила Сильвия. – Хочешь меня испугать?
Но и на этот раз Марк не сказал ни слова. Сильвии стало страшно.
– Ты что молчишь? – закричала она. И в это самое мгновение удар топора вспорол брезент палатки. В образовавшемся отверстии показалась страшная маска Баркулаба фон Гарта. Он вломился в палатку и, не обращая внимания на дикие крики Сильвии, взвалил мешок, в котором она находилась, на плечи.
Затем он вышел из палатки и подошел к дереву. Не обращая внимания на мольбы и крики, утопленник-убийца размахнулся и ударил мешком о ствол дерева. Послышался хруст костей. По мешку расплылись кровавые пятна. Убийца-утопленник поднял топор и исчез в чаще леса. К списку жертв Баркулаба фон Гарта прибавилось еще двое…

Наместник не лгал. Действительно, с первой же ночи, как он привел Мэри в свою спальню, перед ним распахнулся бездонный мир любви и наслаждений. Нежное тело Мэри было исполнено самых удивительных тайн, и каждое утро в наместнике, коснувшемся тех тайн, с новой силой начинала бурлить жизнь, он снова брался за лук. Правда, было одно огорчение. Мэри не любила свеч. Он хотел любоваться ею обнаженной, а она не позволяла этого. Мэри боялась даже лунного неясного света.

Кудрявые парни в лиловых безрукавках вились вокруг нее, тихонько подпевал хор. Затем певица и дирижер подошли к шведскому столу, она низко поклонилась сначала всем, потом отдельно философу. Платье распахнулось. В ярком свете прожекторов блеснули груди – сильные, величественные, невероятные.

Напоминаю еще раз, это книга о черепашках-ниндзя. Детская книга...

Книга из которой были взяты эти сцены. И не удивительно! Ведь сюжетно это "Пятница, 13-е. Часть 7: Новая кровь".
Книга из которой были взяты эти сцены. И не удивительно! Ведь сюжетно это "Пятница, 13-е. Часть 7: Новая кровь".

Я мог бы написать о том, что эти книги учат нас доброму и светлому: что нужно всегда приходить на выручку, что добро побеждает зло. Но чему, к примеру, может научить маленьких детей эта книга? Разве только как кроваво людей убивать!

Также названия книг отличались какой-то невиданной упоротостью: "Черепашки-ниндзя против длинного старика, его помощников карликов и блестящих шаров"

Иллюстрации обладали не меньшим кринжем.
Иллюстрации обладали не меньшим кринжем.

Лично я познакомился с этой серией, еще будучи школьником. Помню, как одноклассник сказал, что существуют книги о черепашках-ниндзя. Я еще тогда подумал: "Брешешь". Каково же было мое удивление, когда другой мой одноклассник принес одну из этих книг. Это было "Космическое путешествие черепашек-ниндзя"

Книга, благодаря которой я узнал, что они все-таки существуют!
Книга, благодаря которой я узнал, что они все-таки существуют!

Для меня это был как гром среди ясного неба! Непостижимый феномен! К сожалению, на тот момент я не смог ее прочесть.

Лично моей же первой книгой стала "Черепашки-ниндзя против Разрушителя". Как сейчас помню, мне ее папа купил и как я радовался!

Моя первая книга
Моя первая книга

Мне потом уже сказали, что это один в один "Разрушитель" со Сталлоне и Снайпсом. Только вместо Сильвестра там черепахи, а вместо Уэсли Шреддер.

Иллюстрация из книги "Черепашки-ниндзя против Разрушителя. Мужик, который типа Снайпс, подразумевается, что это сам Шреддер, но как вы можете заметить, в правом нижнем углу мы можем наблюдать знакомый шлем, что говорит о том, что не только авторам, но и иллюстраторам было наплевать!
Иллюстрация из книги "Черепашки-ниндзя против Разрушителя. Мужик, который типа Снайпс, подразумевается, что это сам Шреддер, но как вы можете заметить, в правом нижнем углу мы можем наблюдать знакомый шлем, что говорит о том, что не только авторам, но и иллюстраторам было наплевать!

Может показаться, что мне, вообще, не нравились эти книги. Однако не так. У меня дома до сих пор есть небольшая коллекция этих книг.

Моя личная коллекция
Моя личная коллекция

И мне, кстати, повезло: в книгах, которые я читал не было такой дичи, о которой я писал выше. Даже в книге "Черепашки-ниндзя: космическое путешествие" за основу которой был взять сюжет первых двух частей Чужого все было как-то без особых кровавостей. Хотя и в моих книгах тоже нет-нет да проскакивало. Чаще это всего касалось имен и персонажей: То Шреддер, то Шрейдер, то, вообще, Шведер. То он Космический Рыцарь, то хрен пойми кто. Помощники же его в одной книге Хряк и Гнюс, в другой Панкер и Металлер, в третьей, вообще, безымянные. Хорошо хоть в "Черепашки-ниндзя против Разрушителя" почти угадали: Бибок и Рокстеди.

Но, не смотря на всё, книги читались с интересом. Это были так называемые первые кроссоверы. Еще бы! Где вы, к примеру, могли увидеть как черепашки вышибают всю дурь из Хищника! Или Микеланджело становится заместо Робина и носит прозвище "Бэт-ниндзя"!

Так что, возможно, когда нахлынет ностальгия, я снова их перечитаю, а пока разрешите на этом откланяться!