Как рассказать о массовой отечественной медицине, чтобы никого не обидеть и оставить надежду?! Какие слова подобрать, чтобы коротко и емко «достучаться» до человека и убедить его, что здоровье – это не роскошь, а хорошо продуманная и дорогостоящая покупка. И чем дольше ее откладывать, тем дороже приходится платить.
Так случилось в моей жизни, что, несмотря на мои сознательные попытки в юности избежать медицины как профессии, я все равно оказалась в нее втянута. И, по всей видимости, пожизненно. Многие мои знакомые и даже некоторые врачи убеждены, что я доктор. Следуя знаменитой формуле Владимира Бехтерева – «если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач»,– меня можно считать примкнувшей к их рядам. Оценивая свое место в огромном поле здравоохранения с адекватной самоиронией, я могу давать довольно содержательные экспертные оценки тому, что мы делаем с медициной, а она с нами. Слишком хорошо изнутри она мне известна. И не только отечественная. Да не буду я побита камнями, но вся медицинская помощь в мире настроена неверно. Где-то вопиюще плохо, где-то сглаженно и прогрессивно, но медицина настроена на борьбу с болезнью. Кто-то из моих знакомых докторов обиженно скажет, что лечат не болезнь, а человека, и я с ними соглашусь. Есть такие «исключения», которые создают собственные оазисы в пустыне, где многие десятилетия наносятся слои догм и правил. Да, собственно, и наша клиника в известной степени такое исключение. Может быть, поэтому, проанализировав почти 15-летний личный опыт работы, я уверенно могу сказать: мы, конечно, ушли от неэффективного лечения болезни к лечению пациента. Но лечим мы его только тогда, когда у него возникает болезнь.
Конечно, комплексно. Конечно, с долгосрочным прогнозом. Конечно, с серьезной и многоплановой диагностикой. Конечно, применяя много превентивных мер. Но! Я все же убеждена, что настоящая миссия доктора – заботиться о человеке и сделать так, чтобы он минимально болел и максимально долго и качественно жил. Доктора с таким пониманием профессии, к счастью, есть. Но такой доктор мало что может сделать, если у него не складывается тандем с пациентом. Мы далеко продвинулись в этой философии. То, через какие дебри стереотипов нам приходилось прорываться в первые годы работы, достойно отдельной книги, и когда-нибудь мы с Арамом Давидяном ее напишем. И хотя имена пациентов конфиденциальны, истории их преображения, не только внешнего, но внутреннего, вдохновляют и убеждают в истинности выбранного пути. Как лучший способ похудеть – это не толстеть, так и лучший способ не болеть – это поддерживать здоровье. Медицинские исследования последних лет показательно доказывают, что можно управлять своим здоровьем. Решение за вами.
P.S. Сложно быть одиноким воином. Но сложность не может быть непреодолимым препятствием.