Эта история о том, как один человек (это я, если на то пошло) перестал заикаться ^
Сказав это, я не могу задаться вопросом о том, как вы собираетесь отреагировать на это заявление?
Возможно, вам вдолбили, как и мне:
«Никто не может перестать заикаться. Да, может вы и сможете более-менее улучшить речь, но заикаться не прекратите».
И это правильная реакция. Я твердо верила в это относительно себя самой, но только до тех пор, пока не убедилась в обратном на собственном опыте. Теорию сложно отрицать просто так, но легко,
когда имеешь собственный опыт.
Что я точно знаю, так это то, что я никогда не смотрела дареному коню
в зубы. Когда у меня вдруг вспыхнуло в голове: «речь похожа на джаз,
она просто возникает (пока ты не лезешь со своей долбанной критикой)», я не могла просто так отвергнуть такую подмену. Я не могла в ужасе схватиться за голову, бормоча «Ух, ни за что! Так нельзя, потому что серьезные люди говорили мне, что буду заикаться всю жизнь».
Я никак не могла этого сделать. Я не могла пройти стороной.
Когда я увидела правду «Речь похожа на реку» и «Эта река течет сама
по себе», было несложно вывести: « О! Если речь это река, то мне нужно только не мешать ей течь. Мне нужно прекратить толкать реку».
В любом случае, обе метафоры давали мне надежду.
ЛИБО ГОВОРИ, ЛИБО НЕ ГОВОРИ - НИКАКИХ ПОПЫТОК
Есть два основных пути через заикание: путь естественный, спонтанный, без мыслей и без старания и путь напряженный, полный мыслей и усилий, сознательный. Первый – естественный, спонтанный, свободный. Путь живой, радостный и острый. Второй путь (прежний) – спланированный, жесткий, целенаправленный. Путь осторожный, оборонительный, закостеневший (работа, практика, планирование, методики, усилия и сила воли – вот приоритеты, позволяющие вытолкнуть меня наверх)
Хочу взять обратно свои слова о том, что есть только два пути через заикание. Есть естественный путь (самый короткий) и путь традиционный, это так. Есть также и пассивный вариант: пассивное ожидание того, что заикание уйдет само собой, примерно как почечный камень. Многие путают пассивность и самопроизвольность, но это разные вещи.
Путь, который я выбрала, наконец-то и привел меня к исцелению.
Причина, по которой я говорю «наконец-то», в том, что первоначально
я следовала старому, проверенному, сознательному, затратному пути. Через бесчисленные курсы лечения, о которых я расскажу в следующих главах. Тогда я была полностью убеждена, что могу думать, делать выводы, влиять на свою речь, оказывать на неё давление, добиваться своего и силой заставить речь прийти в мою жизнь. В результате такого жесткого подхода, в первую очередь, конечно, страдала моя речь.
Я заикалась примерно на 90% слов, которые я произносила.
Когда я говорила, я заикалась (по-моему, оба английских термина «stammered» и «stuttered» это одно и то же). Я не глотала буквы, не шепелявила, не делала мелких нервных запинок. У кого-то заикание выглядит так, как у кого-то на солнце мелкие восхитительные веснушки вместо больших красных пятен. Но очарование – это вовсе не то слово для заикания, о котором я говорю, и я вовсе не о таком.
Я говорю о том, что я заикалась реально. Большие ужасные красные пятна.
И одной из самых важный вещей, которые произошли в моем мировоззрении между «до» и «после» была радикальная перемена в том, чем мне представлялась речь.
Прежде я представляла речь чем-то трудным, что создается моим сознанием. А сейчас у меня «бонус»: речь похожа на джаз. Она просто происходит. Или метафора Руни: Речь похожа на реку. И, с другой стороны, заиканием было то, что возникало, когда я старалась сделать речь, вместо того, чтобы позволить ей литься.
Когда слова выучены, речь естественна.
Стивен Пинкер (Steven Pinker) написал: «Ребенок не ходит в школу, чтобы научиться ходить, говорить, узнавать предметы или запоминать лица друзей, хотя эти задачи намного сложнее, чем чтение, сложение и запоминание исторических дат» (The Language Instinct, «Языковый инстинкт»).
Джон Харрисон написал: «Ребенок автоматически учится говорить путем Дзен, а не сознательным размышлением об этом. Речь так сложна для понимания и должна возникать так быстро и автоматично, что подход Дзен является единственным способом, который можно практиковать».