В предыдущей статье мы обсуждали план и выделили три основных композиции плана:
- Осевая симметрия
- Центральная симметрия
- Компоновка помещений вокруг центрального ядра
Сегодня подробнее остановимся на осевой симметрии, на мой взгляд, наиболее подходящей для любых типов строений – культового, жилого и общественного.
Сперва, почему вообще должна быть симметрия?
Симметрия - основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Симметрия это демонстрация порядка, подчинения законам природы и уход от хаоса.
Нагляднее всего осевая симметрия просматривается в культовых сооружениях. Такие здания всем нам знакомы.
Базилика – слово греческого происхождения, означающее «царский портик» или «царский навес». Путь к царю не может быть коротким, поэтому такие базилики имели вытянутую композицию. Такое продольно-вытянутое пространство вы можете найти в любых храмах, от древнегреческих до современных.
Такое вытянутое пространство называется французским словом nef от латинского слова navis – корабль. Теперь мы уже видим более мощное назначение вытянутой планировки. Корабль – ковчег – спасение. Архитектура храмов давала ощущение спасения прихожанам. Она должна была выгодно отличаться от простого жилья простых людей.
Там, где храмовые сооружения не подразумевали вхождение большого числа людей, по принципу продольного расположения и осевой симметрии строились целые храмовые комплексы. Алтарь находился на максимальном отдалении от входа, давая понять, что путь к Богу не прост и не близок. В дальнейшем такой вытянутой композицией стали пользоваться и в интерьере храмов. Например, для иллюстрации священных писаний. Обратите внимание, как располагаются библейские сюжеты в интерьере храмов.
Но не только культовые сооружения взяли на вооружение осевую симметрию. Например анфилада дворцовых комплексов.
Анфилада – ряд последовательно прилегающих друг к другу помещений, в которых проемы, соединяющие их, расположены на одной оси.
Анфилада появляется как символ открытости. Перетекающие друг в друга помещения не дают возможности уединения и тайны. По принципу анфилады строятся современные музеи, галереи и многие частные дома.
Коридорная система, как самостоятельное развитие осевого плана появилась еще в древнем Риме и всем нам знакома по многоквартирным жилым домам.
Осевая симметрия представляет собой «активную» композицию. Побуждает людей не стоять на месте, а идти к цели, которая даже может быть не очевидна. И, как мы выяснили, может подходить почти всем типам сооружений.
Далее обсудим центральную симметрию.