Тема: «Работа с интерактивной доской на уроках математики»
Математика является наиболее трудоемким учебным предметом в общеобразовательной подготовке обучающихся, требующей от них выполнения постоянной, кропотливой и значительной по объему работы. Работа с интерактивной доской, дополнительными образовательными программами, сетевыми ресурсами из вспомогательного средства обучения на уроке математики уже переходит в основное средство формирования и развития, как многих общих компетенций, так и профессиональных. Так как способствует формированию навыков самостоятельной, исследовательской и проектной деятельности.
Сегодня уже невозможно представить себе современное занятие без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация PowerPoint или компьютерные обучающие программы, применение на занятиях интерактивной доски. Основной целью применения интерактивной доски в преподавании математики является развитие познавательной активности обучающихся за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности.
Интерактивная доска является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя форма обычной доски и возможности современных компьютеров. Ее использование на занятиях позволяет многим преподавателям плавно перейти от привычного ведения занятия к современному уровню преподавания, а обучающимся успешно овладевать знаниями.
Использование интерактивной доски позволяет осуществить решение следующих задач:
• достижение на уроках математики максимальной наглядности;
• использование на уроках разнообразных форм и методов урока с целью максимальной эффективности урока;
• вовлечение обучающихся в сознательную деятельность.
Следует отметить, что на интерактивной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной преподавателем задачи. Можно свободно перемещать решение и сохранять в памяти для того, чтобы вернуться к нему в любой момент урока или повторить для тех, кто не успел.
Интерактивная доска может выступать в роли:
- экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу;
- электронного пособия, с применением коллекции клипов из галереи изображений программного обеспечения интерактивной доски;
- традиционной доски по принципу «пишем-стираем»;
- технической основы для создания собственных интерактивных уроков с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ: Excel, Word, Power Point.
- методической копилки, для созданных и сохранённых файлов по различным темам курса математики.
Остановлюсь подробнее на некоторых моментах использования интерактивной доски на уроках математики.
1. Иллюстрирование определений.
Рассмотрим самый простой вариант работы над новым понятием. Это анимированные слайды, где на экран последовательно выводятся объекты и надписи, выделяются на чертеже точки отрезки, углы, фигуры и т.д.
2. Решение задач по геометрии.
Оформление задач по геометрии в PowerPoint можно сделать очень наглядным, если использовать применение цвета, анимации последовательных шагов решения, визуальные подсказки. В задаче можно анимировать последовательные шаги построения чертежа.
Интерактивная доска играет большую роль и в преподавании геометрии. Компьютерный чертеж выглядит как традиционный, но его можно перемещать, тиражировать, видоизменять
Например при изучении темы «Многогранники. Сечения в многогранниках» очень удобно использовать доску. Чертежи многогранников есть в коллекции у преподавателя, обучающемуся остается лишь взяв маркер, показать как строится сечение многогранника и не тратить время на построение самой фигуры. Это дает возможность на уроке решить большее количество задач.
При работе с любой программой можно использовать маркер для создания на экране надписей и заметок. Эти пометки автоматически не запоминаются и стираются при переключении на другую программу, при смене кадра в рабочем окне или при выполнении любого другого действия в режиме «мыши».
3.При изучении неравенств с помощью окружности, методом интервалов, обучающиеся наглядно у доски могут разобрать материал. Эффективно применение интерактивной доски на уроках стереометрии, решение задач с помощью циркуля и транспортира, откладывания углов определенной градусной меры. Использование интерактивных инструментов, таких как циркуль, линейка, транспортир помогает стимулировать познавательную деятельность и творческую инициативу обучающихся. Благодаря наглядности и интерактивности, обучающиеся вовлекается в активную работу, повышается и интерес к предмету в целом.
4. Не менее эффективно использовать интерактивную доску и на уроках алгебры. Она позволяет быстро воспроизводить графики функций, производить их различные преобразования: сжатие, растяжение, параллельный перенос. Так же возможно строить несколько графиков в одной системе координат, что позволяет графически решать задачи, позволяет перемещать по поверхности доски графические объекты, надписи, рисунки.
5. Одним из интересных инструментов, позволяющих эффектно пользоваться заранее подготовленными слайдами, является «Шторка», закрывающая любую прямоугольную часть доски.
При проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов). Например: при изучении темы «Решение простейших тригонометрических уравнений» для закрепления провожу самостоятельную работу с последующей проверкой с использованием инструмента «Шторка», которая позволяет скрыть часть текста, а при необходимости его открыть. Обучающиеся в своих тетрадях проверяют свое решение, находят допущенные ошибки, сверяя с записями на интерактивной доске.
Использование интерактивной доски на занятиях позволяет сочетать проверенные методы и приемы работы на обычной доске с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Наглядность – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание обучающихся.
Использование возможностей интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество. С помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или круг. При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или перенести на другой участок доски. На уроках геометрии можно, разобрав задачу, сделать быстро цветной, аккуратный, четкий чертеж, а потом решать задачу, записывая решение, выделяя главное на чертеже. Используя шаблоны моментально можно начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира. При проверке домашнего задании можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, отсканировав верно выполненную домашнюю работу.
Преимущества использования интерактивной доски на занятии:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время занятия, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому обучающиеся активно работают на занятии. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.
Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на занятии, но и после него для тех обучающихся, которые пропустили или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции преподавателя.
5. Обучающимся просто нравиться работать с интерактивной доской.
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках математики экономит время, повышает мотивацию обучающихся и эффективность учебно-познавательного процесса. Также использование интерактивного оборудования на уроках математики дает возможность получать своевременную информацию об усвоении предмета в режиме реального времени. Расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования, стимулирует интерес обучающихся к предмету.
Список источников информации:
1. Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся, Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 94-99.
2. Информационная площадка по теме “Интерактивная доска [Электронный ресурс]: http://ped-portal.ru/blog/interaktiv/ (дата обращения 11.09.2010 )
3. Крымова Л. Н. Интерактивная доска на уроках математики. //Математика в школе. № 10, 2008.
4. Программы и инструкции – Электронные интерактивные доски CMART BORD – Новые технологии в образовании, новые средства интерактивного обучения [Электронный ресурс]: http://www.smartboard.com.ua/ru/downloads/htm (дата обращения 09.09.2010)