Путешествие по Крыму проходило осенью 1825 года. Стояла холодная погода. Государь много ездил верхом, не надевал тёплые вещи, плохо питался, посещал без мер предосторожности людные места (в том числе госпитали, казармы и карантины). И заразился лихорадкой. Когда появились первые признаки болезни, отказывался принимать лечение. А потом было уже поздно.
От начала путешествия до смерти прошёл всего месяц. Мне было интересно разобраться, как проходила поездка, какие места император посетил в этот раз. В общем, хотелось понять хронологию.
Первоначально я хотела написать об этом вояже Александра I, опираясь на данные из камер-фурьерского журнала. Несколько месяцев назад я уже исследовала таким образом одно высочайшее путешествие, легко найдя полное издание в интернете. Но журнал за 1825 год никак не попадался.
Стала выяснять, в чём проблема. И сделала неутешительное открытие: оказывается, печатные версии камер-фурьерских журналов успели издать только до 1818 года. Остальные имеются только в рукописном виде (до сих пор!!!) всего в несколькох экземплярах и, насколько я поняла, даже не оцифрованы. А за некоторые годы журналы не сохранились вовсе.
Ну, раз не получилось с журналами, буду опираться на другой источник. Достаточно подробно путешествие описано в книге 1829 года, изданной в типографии Решетникова в Москве. Она полностью доступна на сайте Государственной публичной исторической библиотеки России.
Второе, и последнее, своё путешествие в Крым Александр I предпринял в поздней осенью 1825 года. В тот период он пребывал на юге России вместе с супругой - императрицей Елизаветой Алексеевной. Ей нездоровилось и врачи рекомендовали провести зиму в теплом климате. Выбор пал на город Таганрог.
Оттуда государь планировал ненадолго съездить в Крым, где недавно приобрёл имение Ореанда и где планировал строить дворец. А также в гости его приглашал Михаил Семёнович Воронцов - губернатор Новороссии (с 1823 года), у которого к тому времени в Крыму было несколько поместий: Ай-Даниль, Мартьян, Гурзуф, Алупка и др.
Как только Елизавете Алексеевне стало лучше, Александр Павлович хотел отложить путешествие, чтобы побольше времени проводить с ней. Но приехал граф Воронцов и отказаться от поездки было неудобно.
Накануне отъезда государь отправил письмо матушке - вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Есть такая легенда, или даже не знаю, как это назвать, сказ. Государь сел писать в 4 часа дня. Внезапно началась гроза и стало темно. Александр Павлович попросил принести свечи. Потом небо прояснилось, а он продолжал писать при свечах. Камердинер спросил: "Не прикажете ли, Ваше Величество, принять свечи?" Император удивился - для чего? Потом догадался. По русской примете, если днём горят свечи, то в доме покойник. И потом, во врем болезни, будто бы Александр вспоминал этот случай и понял, что обречён.
План путешествия составлял Иван Дибич, близкий друг императора. Он же его и сопровождал. Также государя сопровождал личный врач - Яков Виллие. Первоначально поездка должна была занять почти месяц. Это вызвало неудовольствие Александра и он велел сократить маршрут. В итоге по плану был выезд на 17 дней (а получилось 15).
📌 20 октярбя - начало путешествия. Через 5 дней Государь был уже в Симферополе. Дорога на полуостров тогда была только через Перекопский перешеек. Все даты приведены по старому стилю.
📌 25 октября - из Симферополя император отправился на южный берег и проехал верхом 35 вёрст до Гурзуфа. Обедал поздно. Ел много непривычной пищи, а также разных плодов. Остался на ночь (?)
Здесь не очень понятно, где эту ночь провёл император. Скорее всего в доме, который изначально строился для герцога Ришелье (одного из основателей Одессы), а затем был куплен графом Воронцовым.
Сейчас этот дом известен как музей Пушкина. Поэт останавливался здесь на несколько дней в 1820 году. О визите императора в музее ничего не напоминает, да и дом выглядит после перестроек непривлекательно. А вот парк хорош, и по-прежнему его украшают кипарисы.
📌 26 октября - Александр I посетил Никитский сад, где много гулял пешком. Затем по плану - собственная императорская мыза Ореанда, которую он недавно приобрёл у графа Кушелева-Безбородко. В Ореанде Государя встречали угощеньями, ущелья были освещены плошками. Был сильный ветер, а царь более получаса стоял без шляпы. Вечером посетил имение княгини Голицыной, а ночь провёл в татарском доме.
Имение Голицыной находилось в татарской деревне под названием Кореиз. В 1825 году там как раз заложили дворец, который впоследствии станет Юсуповским и будет значительно перестроен, а в 1945 году в нём разместится резиденция Сталина на период проведения Ялтинской конференции. Вероятно, Александр I застал начало строительства дворца.
Ну, а Никитский сад цветёт и сейчас, во всех смыслах. Осенью я рассказывала о "Бале хризантем", который там проводится ежегодно.
Основан Никитский ботанический сад был по указу Александра I в 1811 году. Тогда же начались посадки растений, некоторые из которых сохраняются по сей день. Например, вот этот платан, который был высажен первым директором сада Христианом Стевеном в 1815 году. И Александр I наверняка видел это дерево и во время обоих своих визитов.
А далее в книге идёт нестыковка по датам. Как будто одного дня не хватает. По логике, 27 числа император остался с ночевой в Алупке, потому что дальше речь идёт про утро. Я буду считать, как в книге: два раза 28 октября. Вот где пригодился бы камер-фурьерский журнал! Но доступа к нему у меня пока нет.
📌 27 октября - поездка в Алупку к Воронцову. Обедал, кушал много плодов. Остался на ночь (?)
В Алупке в то время еще не существовало ни прекрасного дворца, который мы знаем сегодня, ни парков. Они ещё не были даже заложены. Но радовали глаз чудесная природа, море и вид на зубцы Ай-Петри.
Далее очень насыщенный день, распишу по фрагментам.
📌 28 октября - утром Государь пешком отправился из Алупки. Затем сел на лошадь и проехал более 40 вёрст по весьма дурной дороге до имения Мордвинова. Дорога то поднималась в гору, то спускалась вниз, дул холодный ветер. От жары Александр Павлович всё время снимал фуражку, потом надевал её. Наконец, доехали до Байдар. Там он ничего не поел. Отправился в Севастополь в коляске. Чувствовал себя нехорошо.
Николай Семёнович Мордвинов владел в Крыму несколькими имениями. Одно из них располагалось в Байдарской долине. Часть была пожалована ему Екатериной II, часть он купил у наследника Потёмкина. Место потрясающей красоты.
На станции близ Балаклавы Александр Павлович пересел на лошадь и с графом Дибичем поехал на смотр Греческого батальона под командованием Ревелиотти (как когда-то его бабушка Екатерина II делала смотр "греческим амазонкам"). Завтракал у батальонного командира и кушал крылатую рыбу, очень жирную.
Из Балаклавы выехал в коляске в сторону Георгиевского монастыря. Доехав до дороги, которая ведёт непосредственно к нему, пересел на лошадь. Не взял шинель и отказался, кода предлагали надеть. Ехал в сопровождении фельдъегеря, двух татар и переводчика.
Зачем переводчик? Настоятелем монастыря незадолго до этого император назначил греческого священника Агафангела, который знал только греческий и итальянский языки, коими император не владел.
Об Агафангеле я немного уже рассказывала в статье про Долгоруковский обелиск, в освящении которого он принимал участие. А про монастырь писала в статье про дом адмирала Лазарева.
В монастыре в тот раз Александр пробыл около часа. Хотя во многих источниках написано, что якобы он несколько часов наедине беседовал со священником и готовился к оставлению светского мира. Это касаетя легенды о старце Фёдоре Кузьмиче.
Затем император отправился в Севастополь. Сначала на лошади, затем в коляске. Тут уже государь замёрз и согласился надеть шинель. В Севастополь он прибыл в девятом часу вечера. Посетил храм. Делал смотр морским полкам, при свете факелов. Потом просил обедать, но ничего не съел. Занимался приказаниями для следующего дня.
В 1825 году батареи и другие укрепления Севастополя были ещё не такие, к каким мы привыкли. Да и сам город был очень мал. На гравюре конца 18 века примерно тот вид, какой застал Александр I во время своего визита.
📌 28 октября - государь присутствовал при спуске корабля на воду. Был в одном мундире. Потом завтракал. Осматривал военный госпиталь в трёх верстах от города. Вернулся в Севастополь, выслушивал доклады. Затем прогуливался пешком по берегу моря. Запросил катер. Поехал смотреть линейный корабль, стоявший на якоре. Потом на этом же катере поехал на противоположный берег, где посетил морской госпиталь и казармы. Затем поехал на Александровскую батарею, приказал с неё стрелять светлыми ядрами. Домой приехал поздно, обедал со всеми генералами, затем занимался (?) с генералом Дибичем. На бал ехать отказался.
Останавливался государь, видимо, в том же доме, что и Екатерина II (но это не точно). По крайней мере "Екатерининский дворец", а на самом деле, дом командущего флотом, первоначально дом Фомы Меккензи, сохранялся в Севастополе вплоть до начала 20 века.
📌 29 октября - государь утром пешком дошёл до моря, сел в катер и отправился в Константиновскую батарею. В дрожках ездил осматривать укрепления. Затем в коляске поехал в Бахчисарай. Чувствовал слабость.
Бахчисарай на тот момент представлял собой небольшое татарское селение. О былом прошлом столицы Крымского ханства напоминал лишь дворец. В котором и остановился император.
📌 30 октября - посетил крепость Чуфут-Кале, смотрел синагогу. Посетил Успенский монастырь. Вернулся в Бахчисарай. Сказал, что чувствует себя нездоровым.
Тогда крепость называли "еврейской", "Джуфут кале", "Дчуфут кале".
В Бахчисарае император обедал с магометанскими сановниками. Вечером посетил несколько мечетей. Посетил дом местного жителя, чтобы посмотреть на обряды богослужения.
Перед сном призвал Виллие и расспрашивал о здоровье Елизаветы Алексеевны. Признался, что сам страдает и несколько ночей плохо спал. От лекарств отказался, сказав: "Я умею сам себя лечить". Виллие осмелился предложить ревеня. Государь снова отказался. И более до приезда в Мариуполь никаких лекарств не принимал.
📌 31 октября - из Бахчисарая поехал в Евпаторию (тогда Козлов, Гезлёв). Осматривал церкви, мечети, синагоги, казармы и карантины. Разговаривал с капитаном турецкого корабля, не выдержавшим ещё положенного срока карантина.
В том числе Александр I посетил караимские кенасы. В память о визите императора в середине 19 века там была установлена стела.
Далее маршрут и даты непонятны, отдельно не выделяются.
📌 ... ноября - Перекоп. Осматривал госпиталь.
📌 ... ноября - Между Знаменкой и Ореховым (?) расспрашивал Виллие о крымских лихорадках и внимательно слушал. Спросил, знает ли он средство против сей болезни и есть ли оно в походной аптеке. Лекарство тот час принесли и Александр его принял, несмотря на отвращение.
📌 ... ноября - прибыл в Мариуполь. Здесь Александр чувствовал себя уже совсем плохо: был озноб, дрожь. Попросил пуншу, чтобы пропотеть. Впервые заговорил серьёзно о своей болезни. Виллие осмотрел государя. Ноги его были синие, била сильная лихорадка. Дали выпить пуншу, и он укутался в одеяло. Лихорадка прошла.
📌 5 ноября (?) - переезд из Мариуполя в Таганрог. Прибыл в Таганрог в 7 часов вечера. Разговор с князем Волконским. Александр сказал, что впервые почувствовал себя нехорошо в Бахчисарае, потом хуже сделалось в Перекопе. Когда камердинер подал свечи, вспомнил про случай со свечами перед поездкой.
Затем состояние ухудшалось. Император согласился пить лекарства, от которых наступали лишь временные улучшения. Написал короткое письмо матери. Разрешил Волконскому сообщить ей о его болезни. Через несколько дней попросил Дибича известить брата Константина о болезни.
📌 14 ноября - Виллие, видя упорство Александра не ставить пиявки и ухудшающееся его положение, понял, что ситуация безнадёжна, и предложил Елизавете Алексеевне пригласить священника для исповеди Александра. Она уговорила супруга: "Вы отказались от всех средств земных, используйте небесное!".
📌 15 ноября - проведена исповедь. Старец-священник просил императора: "Ваше Величество! Вы уврачевали душу свою, от лица церкви и всего народа прошу Вас, Государь, уврачевать и тело". И с этого дня Александр согласился принимать всю медицинскую помощь. Но было уже поздно.
📌 19 ноября - в 10 часов 50 минут Александр Павлович скончался в присутствии супруги и приближённых. Случилось это в кабинете, на диване, лежал государь головой к камину.
А дальше - бальзамирование тела, отпевание, транспортировка в Санкт-Петербург, похороны в Петропавловском соборе.
И увековечивание памяти императора - победителя Наполеона. О некоторых памятниках, посвященных Александру I, я тоже рассказывала.
Другие рассказы про Крым здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!