Найти тему

Внутренний туризм в период глобальной трансформации — вызовы, на которые мы отвечаем

10 лет назад, в своей предвыборной статье «Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить» Владимир Владимирович Путин, без преувеличения пророчески, писал: «… то, с чем сегодня сталкивается мир, — это серьезный системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации. Это зримое проявление перехода в новую культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху.» Сегодня, в апреле 2022-го, мы, граждане России, занятые в сфере туризма, ощущаем влияние кульминационного периода этих тектонических процессов на нашу отрасль. Нет смысла констатировать очевидное – многое из того, что мы знали о российском рынке туризма с 1992 по 2022 год, можно смело отнести в архив. И, если, 2014 год принес отрасли не только некоторые ограничения для выездного туризма в связи с колебаниями курса рубля и западной реакцией на воссоединение Крыма с Россией, но и значительное расширение продуктового инструментария и спроса за счет роста и улучшения туристской инфраструктуры Краснодарского края, олимпийского Сочи и, собственно, Крыма, то 2022 год принес отрасли полную определённость - окончание продуктового цикла массового выездного туризма и насущную необходимость форсированного перехода в новую реальность роста внутреннего туризма для всех категорий потребителей. Ведь в то самое время, когда Российская Армия защищает нашу безопасность на Украине, в России идет обычная жизнь и экономическая активность. Люди работают – людям нужно отдыхать. О чем думает труженик Севера или городской житель, когда вспоминает об отпуске? Море, солнце… Краснодарский край, Крым, речные круизы… Но, уникальные возможности регионов России для восстановления сил и полноценной смены обстановки отдыхающими на этом далеко не заканчиваются. За прошедшие десятилетия в каждом регионе России создана и действует туристская, санаторно-курортная и транспортная инфраструктура способная в полной мере удовлетворить сегодняшние потребности граждан России в полноценном отдыхе и познавательном досуге. Существенным, если не основным, ограничителем спроса на внутренний туризм во многих регионах России сегодня является низкий уровень осведомленности широкой аудитории потребителей о доступности туристских возможностей регионов и низкий уровень вовлеченности в потребление впечатлений в целом. Медийный и социально-медийный информационный перекос последних десятилетий в сторону потребления товаров дает о себе знать. В этой связи, регионам, для достижения успеха на этом рынке, предстоит создание нового информационного поля потребления впечатлений и продвижение своих турпродуктов, как товара, в конкуренции с потребительскими товарами за кошелек и предпочтения россиян. Также, как на фоне всё возрастающего объема санкций и необходимости ускоренного импортозамещения актуализируется задача привнесения патриотических смыслов в пространство потребления, так как спрос на национальные бренды и продукты приходит вслед за патриотическими смыслами и спросом на них.

«Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года в разделе «8. Стимулирование спроса на туристский продукт» прямо указывает: «Для создания устойчивого спроса на туристский продукт требуется решить задачи по развитию системы продвижения туризма в России, смягчению визовых ограничений, стимулированию потребления российского туристского продукта и повышению его доступности. Первоочередными должны стать мероприятия, направленные на увеличение внутреннего потребления туристских продуктов. Основными источниками роста внутреннего туризма станут переориентация выездного туристского потока на внутренний рынок и создание условий по стимулированию отложенного спроса потенциальных внутренних туристов, в том числе вовлечение в туризм жителей, которые ранее не совершали поездок.»

Именно для решения этих первоочередных задач, в интересах регионов России, силами представителей российского отраслевого сообщества и федеральных средств массовой информации создан коммуникационный проект, призванный решить задачу повышения спроса через инструмент индексирования уровня осведомленности аудитории российских потребителей о туристских возможностях регионов России и их медиа-социального продвижения в широчайшую потребительскую аудиторию – «Национальный Индекс Туристских Впечатлений/Russian Travel Experience Index». Создание интерактивной, еженедельно обновляемой, карты осведомленности потребителей о туристских продуктах регионов России, куда все профильные органы исполнительной власти регионов и участники рынка смогут самостоятельно добавлять информацию о своих продуктах и услугах, и пользоваться индексом в качестве ориентира для оптимизации своих усилий по продвижению своих регионов и продуктов. Также, в качестве инструмента продвижения они смогут воспользоваться пакетами продвижения предоставляемыми федеральными СМИ и социальными медиа – участниками проекта, на специальных льготных условиях, сформированных специально для продуктов внутреннего туризма.

Индекс формируется в партнерстве с компанией «Медиалогия» —разработчиком автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа в режиме реального времени, путем сбора и анализа упоминаний региона в контексте туризма, отдыха и путешествий или турпродукта региона в сети Интернет (социальные сети, блоги, форумы и сайты) уникальными пользователями и произведения числа упоминаний за отчетный период на статистические данные о доле туризма в ВРП региона за отчетный период. Такая формула расчета индекса позволяет одновременно наблюдать влияние роста или снижения популярности/упоминаемости того или иного региона, как туристского направления на целевые показатели региона по исполнению «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» в части доли туризма в ВРП региона и оценивать результативность усилий по продвижению конкретного региона.

Информационная функция. Практическая реализация проекта «Национальный Индекс Туристских Впечатлений/Russian Travel Experience Index» предусматривает создание отраслевого интернет портала на доменах rtxi.ru, turistindex.ru и туриндекс.рф. Портал будет комбинировать в себе функции демонстрации индекса во временной динамике, как в виде тепловой карты* по аналогии с фондовым рынком, так и в виде интерактивных таблиц с возможностью просмотра данных за предыдущие периоды в виде графиков. Также на портале будут доступны цитаты наиболее часто повторяющихся комментариев в упоминаниях и данные об их тональности (Положительные, нейтральные, отрицательные), что предоставит, как органам власти региона, так и турпродуктам дополнительную информацию для улучшения качества продвижения, качества самих продуктов, и, возможно, разработки новых. Также, безусловно, индекс и контент от партнеров проекта, представленные на портале будет представлять интерес для самой широкой аудитории потребителей, как один из критериев при выборе региона для отдыха и туризма. Все материалы и контент портала будут дублироваться и продвигаться в сообществах проекта в социальных сетях ВКонтакте, Телеграм, RuTube и пр.

Отраслевая коммуникационная функция. Объем данных и общая актуальность индекса создают условия для формирования отраслевой экспертной дискуссионной площадки на портале, как в виде обмена комментариями зарегистрированными пользователями, публикации постов и статей, так и в виде видеоконтента экспертных обсуждений данных индекса и туристских продуктов регионов, интервью, промо-видео из регионов и т.п. Естественным офлайн расширением коммуникационной функции станет ежегодная конференция для представителей органов власти регионов, представителей туриндустрии и медиа, где будут обсуждаться опыт, результаты и планы.

Инвестиционно-аналитическая функция индекса также имеет большое значение для потенциальных инвесторов за счет возможности оценивать туристскую отрасль региона, как объект инвестиций, с учетом показателей и трендов индекса и экспертных оценок. Например, постоянный рост индекса региона в течение длительного периода времени будет давать инвесторам четкий сигнал о высоком уровне инвестиционной привлекательности тур отрасли региона.

Рекламно-информационная функция продвижения регионов России и продвижение «Национального Индекса Туристских Впечатлений» реализуется за счет партнерства со средствами массовой информации с суммарной аудиторией более 50 миллионов человек.

Коммерческая функция бронирования турпродуктов, трансферов, страховок и размещения в отелях будет доступна на портале.

Механизм финансирования и монетизации индекса включает:

- абонентское обслуживание профильных органов исполнительной власти регионов России

- абонентское обслуживание участников рынка из регионов России

- продажу медиа-пакетов продвижения сформированных СМИ – партнерами проекта для регионов и турпродуктов

- производство и размещение материалов рекламодателей на портале и сообществах в соц.сетях проекта

- взносы участников рынка

«Национальный Индекс Туристских Впечатлений» — это отраслевая инициатива направленная на реализацию государственной «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», увеличение внутреннего потребления туристских продуктов через создание условий по стимулированию спроса внутренних туристов, предоставление региональным органам власти и участникам рынка инструментов анализа, мониторинга, экспертизы и действенных инструментов продвижения турпродуктов в широкую аудиторию российских потребителей, создание нового информационного поля потребления впечатлений и привнесения патриотических смыслов в пространство потребления.