Найти в Дзене
Загадки истории

Как новые «Т-34» показывали Сталину и почему поездка в Москву стоила жизни конструктору «тридцатьчетверок» Кошкину

Оглавление

Танки «Т-34» по праву считаются оружием Победы. Если «ИСы» и «КВ» были крепостями на гусеницах – они, кстати, тоже внесли огромный вклад в дело борьбы с военным преступником Гитлером и его армиями – то «Т-34» был средним шустрым танком, который великолепно справлялся с наступательными операциями. И не только.

Были, безусловно, слабые места, провалы, проколы. В целом же «Т-34» для своего времени был почти идеалом.

12 марта 1940 года из Харькова отправилась колонна в составе двух «Т-34» и тягача «Ворошиловец», груженного топливом, запасными частями и всем, что могло потребоваться в пути. Планировалось, что утром 15 марта боевые машины будут в Москве.

О деталях дороги я еще расскажу. Пока же вернемся немного назад. К истокам. К тем годам, когда «Т-34» и в проекте не было.

Работа КБ

В 1937 году конструкторское бюро Харьковского завода № 183 приступило к работе над чертежами нового среднего танка. Руководить коллективом КБ было поручено конструктору Михаилу Кошкину, который не так много времени тогда еще работал на заводе.

Было очевидно, что нужно создавать машину с рациональными углами наклона брони. То есть такими, чтобы даже при относительно небольшой толщине металла снаряды противника ни причиняли бы существенного ущерба. Это было действительно рационально. Можно было сделать толстостенный танк, который передвигался бы не быстрее человека и съедал при этом очень много топлива.

Нужны были шустрые и малоуязвимые машины. Поэтому-то и решили поработать над углами наклона брони. В этом вопросе споров не было.

Разногласия появились по поводу другой темы. Кошкин настаивал, что техника должна быть полностью гусеничной, а не гусенично-колесной. Противников этой позиции хватало. Пришлось Михаилу Ильичу доказывать верность своего мнения практикой.

На заводе собрали два опытных образца: А-32 – гусеничный и А-20 – колесно-гусеничный. Испытания показали, что машина на гусеницах оказалась более надежная. Больше споров не было.

Стали плотнее работать над А-32 с 1939 года. Было решено создать два усовершенствованных опытных образца, которые получили индекс А-34.

Собственно, это были прообразы тех «тридцатьчетверок», которые участвовали в сражениях Великой Отечественной войны.

-2

Испытания и дорога на Москву

Полигонные тесты прошли успешно. Что-то дорабатывалось, какие-то моменты отмечались как преимущества – обычная работа конструкторских бюро.

Когда у создателей «Т-34» (тогда еще А-34) не было сомнений, что танки готовы для демонстрации руководству самого высокого уровня, был определен план поездки в столицу СССР.

Предполагалось, что колонна выедет из Харькова 12 марта 1940 года и приедет в Москву 15 марта. Там А-34 должны были испытать на полигоне в Кубинке, а потом представить Сталину и его окружению.

Так и произошло. Почти.

Колонна действительно выдвинулась из Харькова в Москву 12 марта, но с опозданием в несколько часов. Пришлось дополнительно обслужить и отремонтировать танки в срочном порядке. Это заняло время.

Нужно назвать всех людей, которые приняли участие в поездке в Москву:

· конструктор Михаил Кошкин;

· начальник автобронетанковых войск Харьковского военного округа полковник Черняев;

· механики-водители: Бетенский, Носик, Кузнецов, Дюканов;

· инженеры-исследователи: Гололобов, Настека;

· военный представитель на заводе, инженер третьего ранга Байков.

Итого получается 9 человек.

В дороге никаких серьезных происшествий не случилось. Танки с опозданием, но прибыли на полигон в Кубинку. Там их испытывали всего один день. Это произошло 24 марта. Были стрельбы, испытания на сложных участках. А-34 показали себя хорошо. Их стали готовить к показу самому Сталину.

-3

Наши «ласточки»

30 марта 1940 года один из танков был представлен Иосифу Виссарионовичу, Климу Ворошилову, Михаилу Калинину, наркому тяжелого машиностроения Малышеву. Климент Ворошилов уже видел новые танки, а остальные с любопытством их осматривали. Малышев даже забрался в боевую машину, чтобы изучить интерьер.

После этого механики-водители продемонстрировали маневрирование между Спасскими и Троицкими воротами Кремля. Очевидно, что Сталина и остальных это всё сильно впечатлило. Иосиф Виссарионович немедленно распорядился начать производство военной техники в Харькове и в Сталинграде. Танкам был присвоен новый индекс – «Т-34». Иосиф Виссарионович назвал их военными «ласточками».

О Кошкине

Михаил Кошкин ушел из жизни 26 сентября 1940 года. Нет, его не арестовывали, не приговаривали к расстрелу. Наоборот. Он был победителем, героем. Однако на пути в Харьков Михаил Ильич сильно простудился, долго болел. Ему даже пришлось ампутировать одно легкое. Но это не помогло. Михаилу Кошкину был всего лишь 41 год. Страна потеряла талантливого конструктора.