10 тысяч букетов в год, 300 тысяч подписчиков в социальных сетях — сооснователь студии и резидент бизнес-сообщества «Эквиум» Вадим Вейбер рассказал, как начать бизнес с разговоров на кухне и завоевать нишу премиальной флористики в России и СНГ.
Идея бренда Lacy Bird родилась за разговорами на кухне — супруга вместе с подругой решили заняться оформлением свадеб. Вскоре появились инвесторы, которые помогли вывести бренд на рынок. Мы начали с онлайн-магазина премиальных букетов и стали развиваться, завоёвывать нишу.
Думаю, что к стремительному изменению рынка не был готов никто. В таких ситуациях важно быть гибким и способным видоизменить рынок, быстро адаптироваться.
Флористика после санкций: последствия
Откат розницы
В 2022 году мы хотели поставить на B2B-сегмент: создать и тиражировать новый продукт для бизнеса. Динамика роста Lacy Bird, которая обычно составляла от 50% до 100% в год, позволяла строить такие планы. После санкций от идеи пришлось отказаться.
Потеря постоянных клиентов
Мы потеряли основной приток лидов, когда Meta запретили в России — около 80% взаимодействия с клиентом осуществлялось через таргетинг. Сейчас решили работать напрямую с клиентской базой, вернулись к сервисам Яндекса, пробуем разные рекламные стратегии; настраиваем каналы коммуникации ВКонтакте, пытаемся адаптироваться к «не нашей» аудитории.
Логистика
Мы не занимаемся логистикой напрямую, цветы закупаем у поставщиков. Нестабильный курс рубля вызвал логистические проблемы и, как следствие, рост цен на продукты Lacy Bird. Уверен: логистика подстроится под новое состояние рынка, а маршруты пройдут через Беларусь и Казахстан. Проблем с поставками нет, цветка хватило даже перед Восьмым марта.
Попытка перейти к масс-маркету — первая реакция при текущей ситуации на рынке. Не думаю, что это сработает: 2 года назад мы снижали цену, чтобы перейти в другой сегмент, но рисковали потерять индивидуальный стиль. В итоге решили остаться в своей нише, чего бы это ни стоило. Мы изменили не цены, а композицию букетов. Это помогло сохранить поток клиентов и не уйти в сильный минус.
Сплочение коллектива
Я придерживаюсь политики «прозрачности»: мы отказались от сотрудников, которые не помогали бизнесу зарабатывать, из-за малого объёма работы расстались с интернет-маркетологом и закрываем задачи фрилансерами.
Верю, что всё зависит от вас. Работа в премиальном сегменте — это всегда высокая планка и постоянная работа над сервисом, компетенциями сотрудников. В критический момент важно адаптироваться вместе с коллективом. Тяжёлые времена оздоравливают команду: «паникёры» и «деморализаторы» не задерживаются в Lacy Bird. Компания привлекает сильных людей, готовых трудиться ради результата, поэтому сотрудников к себе не заманиваем.
Что дальше?
Сейчас, как и большинству бизнесов, нам тяжело. Но мы знаем, что за трудностями скрывается потенциал.
Компания двигается вперёд: помимо сервиса доставки премиальных букетов, под брендом LacyBird создали образовательный проект по обучению флористов и перевели его в онлайн. Сейчас продвигаем продукт на англоговорящие рынки, планируем выйти в Китай. В июне откроем представительство в ОАЭ. Мексика и Индонезия — следующие на очереди.
Идея масштабировать бизнес за пределы страны пришла ещё до пандемии. На рынке России и СНГ мы занимаем практически всю нишу, поэтому начали думать о расширении. Мы попробовали зайти на американский рынок: год тестировали продукт без особых адаптаций в разных штатах. Ситуация в мире дала нам возможность активизироваться и диверсифицироваться, получить конкурентное преимущество. Расширяясь, мы ощущаем свободу, видим перспективы, и это вдохновляет.
Будем усиливать бренд Lacy Bird, его «айдентику»; хотим запустить линейку одежды. Сегодня открываются новые ниши, вокруг много заряженных людей. Всё это — возможность очень быстро и сильно вырасти. Как говорит Оскар Хартманн: «Просто делай! Делай просто!»