Окончив петербургскую Академию Художеств, Суриков сразу же получает очень престижный заказ – росписи в только что построенном Храме Христа Спасителя. Переехав в Москву, он полюбит гулять под стенами Кремля – и как-то раз, проходя по Красной площади, вдруг ясно увидит сцену стрелецкой казни. «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина», - так говорит Суриков о своем озарении. Он пишет картину «Утро стрелецкой казни» три года, не отвлекаясь ни на что другое. За это время он успеет обзавестись семьей. С женой и двумя дочками они будут жить в скромной квартирке, где самую большую комнату займет полотно.
На картине – стрельцы-бунтовщики, приговоренные к казни Петром Первым, и толпа, которая как будто стекает с Лобного места на зрителя. И в этом хаосе лиц и фигур есть свои силовые линии, свои акценты. Перекрестные взгляды Петра Первого и рыжебородого стрельца пронзают пространство. Народ на фоне разноцветного собора противопоставлен государству в образе царя и солдат на фоне глухой кремлевской стены.
Эта работа дается художнику очень непросто: ночами его мучают кошмары. «Ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить». Сюжет картины Сурикова – это не сама казнь, а торжественность последних минут человеческой жизни. По мнению правнука Василия Сурикова, режиссера Никиты Михалкова, изобразив не ужасы смертной казни, а живых людей за минуту до нее, Суриков показал себя гениальным драматургом.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
Подробнее: