Найти тему
Елена Ермалинская

Что представляет собой нейропсихологическое обследование?

Чаще всего  родители обращаются за помощью к нейропсихологу в связи с сомнениями, готов ли ребёнок к школе. Либо из-за плохого поведения. Если это уже школьник, то  из-за очевидной школьной неуспеваемости, которые не поддаются улучшению, несмотря на все усилия. Этот список можно дополнить беспокойством по поводу состояния нервной системы - "плачет, конючит, вялый, плохо спит,".

А также, "часто болеет, не можем справиться с энурезом, боится темноты" и т.д.   И все это, как правило,  начинает проявляться и усугубляться при поступлении в детский сад или школу, хотя до тех пор, «казалось бы», текло в рамках возрастной нормы.

Истоки этих проблем начинают формироваться уже на  стадии беременности. Любые отклонения  от нормы внутриутробного периода развития могут повлечь за  собой перечисленные выше трудности, равно как и особенности развития в  раннем младенчестве. Кроме того, при поиске  причины   следует проанализировать  наследственные родовые заболевания, и  то, что из сегодняшнего состояния ребенок унаследовал от родителей.
Добавим к этому позднее поднесение к груди и недолгое кормление, гипер или гипо-тонус, искажения психомоторного развития - например, тот факт, что ребенок не ползал, или ползал мало; сначала научился вставать, а потом садиться. Все это этапы его пути к нынешним проблемам в речи, письме, чтении.

-2

По статистическим данным (институт материнства и детства) около 85% детей в пределах Москвы и Московской области рождаются с родовой травмой. А что уж говорить о регионах! У них констатируют дефицитарное состояние наиболее рано созревающих структур мозга. Это значит, что все этапы их развития, начиная с внутриутробного искажаются. Все вредности, которые плод пережил внутриутробно, которые ему привнесли мама с папой по обеим сторонам генетически, его собственные инфекции, любое заболевание первого года жизни и т.д., - все вредности скопились на его мозговых структурах.

Однако еще более важным является то обстоятельство, что развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 20 лет назад.

Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей катастрофично. Наблюдается парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивают как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к девиантному поведению.

На фото слева-направо: Семенович А.В., Лебедева Е.С., Колганова В.С., Урбанович И.Л.
На фото слева-направо: Семенович А.В., Лебедева Е.С., Колганова В.С., Урбанович И.Л.

Специалисты, работающие с детьми - врачи, клинические психологи, психологи, логопеды, дефектологи  констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество левшества.

Фасад проявления этих проблем с возрастом меняется. Грудной ребенок перепутал день с ночью, в 5 лет у него энурез, далее в 10 лет - страх ответа у доски, в 15 лет сексуальные проблемы и полевое поведение. Теперь  нужно оценивать здоровье и психический статус детей по - новому. Изменился мир и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях.

Не обсуждая плюсы и минусы обоих вариантов развития, можно констатировать лишь то, что социальные требования среды, предъявляемые ребенку, остались неизменными, т.е. обращенными к тому, прошлому поколению. Развитие нынешнего ребенка сейчас проходит совсем иные этапы, чем 20 лет назад. Дети, рождённые после 1984 года, стали другими. Заметно увеличивается количество коррекционных классов. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, которые десятилетиями служили верой и правдой, во многих случаях перестали приносить результаты."

Дети, которые приходят сегодня на нейропсихологическое обследование - это дети с общей моторной неловкостью, с задержкой формирования мелкой моторики рук, часто со стёртой дизартрией, слишком подвижные (иногда стоит диагноз СДВГ). Когда они бегают, то «врезаются во все углы», часто падают. Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишет и рисует, оживает не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – «ёрзает» на стуле). Часто родители жалуются на отсутствие внимания, памяти, заторможенность или наоборот расторможенность ребёнка.

Нейропсихологическая диагностика в Нейропсихологическом Центре Е.Лебедевой
Нейропсихологическая диагностика в Нейропсихологическом Центре Е.Лебедевой

Ребёнок упорно не может запомнить право – лево, не любит рисовать, особенно срисовывать. Если это школьник, - у него, кроме вышеописанного, трудности с письмом – «зеркально» пишет буквы, слишком часто делает «глупые» ошибки, пропускает буквы. Почерк может быть хуже всех в классе (буквы разного размера, строчки «прыгают»), в тетради грязь. Почерк ухудшается и улучшается так же, как и общая успешность в школе – по типу синусоиды: то всё на пике, то всё в «минусе». Память то очень хорошая, то очень плохая. Часто в нужное время не может вспомнить то, что надо, зато, когда не надо…

Хотите узнать, почему ребёнок такой, и чем ему можно помочь?

На ваши вопросы ответит специалист во время нейропсихологической диагностики.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция – самый эффективный подход для решения этих проблем.

Екатерина Сергеевна Лебедева, клинический психолог, руководитель Нейропсихологического Центра Адаптации и Саморегуляции

www.neuro-psychol.ru