Трудовой кодекс указывает деловые качества работника как основной критерий принятия на работу, однако самого четкого определения «деловым качествам» не дает. Так что же это такое – читайте в статье.
Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) – такое определение дал Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. в Постановлении N 2.
Однако не всем ученым в области трудового права такое понятие пришлось «по вкусу». Так, сомнительно отнесение опыта работы к личностным качествам, ведь качества личности – это те, которые дают некую характеристику индивиду, человеку, а не как работнику той или иной квалификации. Например, к личностным качествам можно отнести ответственность, пунктуальность, энергичность, но никак не опыт работы.
Еще больший диссонанс возникает при рассмотрении и соотнесении понятия «квалификация работника» с понятием «деловых качеств» работника. Трудовой кодекс закрепил понятие квалификации работника и дал определение, что это уровень знаний, умений, профессиональных навыков, опыта работы. Получается, что опыт работника все-таки составляющая понятия «квалификации работника», однако в определении деловых качеств опыт работника относится к личностным качествам, а не к профессионально-квалификационным.
А как считаете вы? Что можно отнести к деловым качествам работника?
Юридическое бюро "Палюлин и партнеры"
Юлия Тарасенко