Найти тему

Наш оператор большого кино

В преддверии Дня Великой Победы сотрудники редакции «НВ» побывали на премьере фильма «1941. Крылья над Берлином».

Этот культпоход был организован неслучайно: помимо
того, что нам было интересно посмотреть, как через восемь десятилетий режиссёр Константин Буслов и актёры представляют себе начало Великой Отечественной войны, хотелось познакомиться с новой работой оператора Кирилла Клепалова, нашего земляка. А потом, конечно же, поделиться впечатлениями с читателями еженедельника.

Интервью с новокуйбышевцем, который стал известным оператором и на счету которого уже около двух десятков киноработ с маститыми режиссёрами, станет первым в нашем проекте «Провинциалы в столицах». В этом проекте мы постараемся отыскать наших земляков, которые достигли успеха в мегаполисах. И узнать, как выходцам из глубинки удалось доказать, что и они не лыком шиты и ничуть не хуже москвичей или питерцев умеют творить и работать.

Скажем сразу, впечатление от увиденного потрясающее: на широком экране перед зрителями разворачивалась удивительная история подготовки секретной операции по бомбардировке Берлина ещё в августе 1941 года. Об этом историческом факте мало кто знал, поскольку потом в Великой Отечественной войне было много значительных битв, эпизодов, переломивших её ход. Но те первые бомбардировки имели огромное значение для поддержания духа советских людей, ведь фашистская пропаганда к тому времени успела заявить, что наша авиация полностью уничтожена. А это практически гарантированная скорая победа вражеской Германии, какие-то считанные дни якобы оставались немцам, чтобы дойти до Москвы. А тут такой «сюрприз»: оказалось, есть самолёты у русских, да они к тому же способны долететь до самого Берлина и сбросить бомбы на промышленные районы столицы третьего рейха, посеять панику и смятение в рядах врага. Сложность этого задания состояла не только в мощной противовоздушной обороне немецких территорий, но и в дальности полёта. Нашим бомбардировщикам предстояло пролететь 1765 километров без дозаправки, из них 1400 километров над морем. Всего в полёте наши лётчики находились семь часов на высоте 6000 метров при невероятном холоде.

Фильм нам очень понравился, ни секунды не давал расслабиться, за происходящим на экране мы наблюдали переживая буквально, затаив дыхание. Интересный сюжет, дополненный спецэффектами, захватывал с первых кадров и до титров. О том, что мы находимся в кинотеатре и смотрим фильм, мы сразу сообщили Кириллу Клепалову, которому было интересно мнение коллег, насколько удалось съёмочной группе реализовать задуманное и донести до зрителя. Тем более, что накануне нашего похода «в кино» мы взяли интервью у Кирилла Клепалова, чтобы приоткрыть для себя и читателей «НВ» «кухню» съёмочного процесса.

Представляем вашему вниманию разговор с прекрасным оператором, в диалоге Кирилл рассказал не только про съёмки фильма, но и поделился своей мечтой Первое, что сообщил нам Кирилл Клепалов: премьера фильма состоялась 20 апреля в московском кинотеатре, а в широкий прокат лента вышла 28 апреля. На момент нашего разговора сам оператор-постановщик ещё не успел посмотреть фильм в кинотеатре. Поскольку собирался вместе с родителями и сестрой, которые живут в нашем городе, на майские праздники сходить в Самаре или Новокуйбышевске на премьеру.

— Съёмки фильма проходили в Москве, в Ленинградской области, Кронштадте, Псковской области. Самые масштабные декорации одного аэропорта мы строили в Ленинградской военной части. По всем сохранившимся документам такой аэродром находился именно под Ленинградом. А ещё один — на острове Сааремаа в Эстонии, где имелся аэродром для «маленькой» авиации. Но генералом Жаворонковым было принято неординарное решение: попробовать передислоцировать на остров войска, увеличив взлётную полосу. Большая часть съёмок прошла в Медыне на территории «Военфильма», — сориентировал нас Кирилл Клепалов.
-2

Наш собеседник признался: несмотря на то, что он прекрасно знает историю нашей страны, о таком героическом эпизоде начала войны подробности не знал. Съёмочной группе и режиссёру пришлось не только просмотреть множество документов, но и поговорить со свидетелями тех давних событий. Чтобы не снимать некий фантастический фильм, а максимально приблизить его к действительно происходящему в августе 1941 года. Для оператора важно было, особо отметил Кирилл, погрузиться в материал, изучить особенности самолётов той поры: узнать, как вели себя крылатые машины в воздухе и на земле.

У съёмочной группы было несколько макетов самолётов, применили и компьютерную графику, чтобы с точностью воспроизвести аэродинамику, в том числе, когда самолёты попадают в грозовой шторм, делают крены и т.д. Конечно же, в сороковые годы прошлого столетия на самолётах не было никаких компьютеров, составные части крепились на тросах, корпуса машин были выполнены из тонкого металла, чтобы облегчить их вес и позволить подняться в воздух с большим количеством груза, в том числе бомб. Всё это необходимо было знать и оператору-постановщику.

— Нам очень важно было точно воспроизвести цветовую гамму того времени. Мы с художником-постановщиком подбирали именно тот зелёный цвет, который был тогда у автомобилей. Костюмы создавал прекрасный художник Сергей Стручев. Они специально шились для нашего фильма. Мы много внимания уделили документальности, — отметил Кирилл.

Наш собеседник пояснил, что отдельного сценария для оператора не существует. Приходится все кадры сначала рисовать в 3Д-формате, согласовывать их с режиссёром. По словам оператора, за два месяца до съёмок практически 40% кадров уже существовали.

Имелся небольшой мультформат — анимация будущего кинофильма.

— Фильм снимали на несколько камер. Использовали и квадрокоптеры, машины. Основная съёмка шла на две камеры. Очень редко работали с одной камерой, в основном — от двух до четырёх камер. Много задач стояло перед нами. Чем больше мы могли снять одновременно, тем лучше. Чтобы успеть по погоде, — раскрыл секреты съёмки наш собеседник.

Кирилл рассказал, что ему очень помог документальный фильм Валдиса Пельша про те августовские события, в котором были интервью участников тех бомбёжек. С режиссёром Константином Бусловым наш земляк работал впервые, как и с художником-постановщиком Сергеем Февралёвым. А вот что касается артистов, то с некоторыми из них Кириллу уже приходилось встречаться на съёмочной площадке. Это Сергей Гилёв, Сергей Пускепалис и другие.

Художник-постановщик и художник по костюмам в этом фильме — известные в мире кино: они работали с Никитой Михалковым, Кареном Шахназаровым.

Кирилл Клепалов из постановщиков на этой картине оказался самым молодым, и ему было интересно общаться с такими кумирами. Многому у них можно было научиться, но и сам Кирилл постарался сделать всё со своей стороны, чтобы фильм получился динамичным, смотрибельным и современным.

— На фильме работала профессиональная команда: я оператор-постановщик. У меня есть второй оператор, камермены, операторы квадрокоптеров, механики, фокус-пуллеры. С этой группой мы работаем не один год, сняли вместе больше пяти картин. А вообще в «большом» кино я около 16 лет. А всего работаю оператором 20 лет, — рассказал Кирилл Клепалов.

На наш вопрос, сложно ли провинциалу добиться серьёзного успеха в столице, где, чего уж скрывать, косо смотрят на «понаехавших», наш собеседник признался, что, конечно же, это непросто. Но ему удалось исполнить заветную мечту — снимать хорошее кино, благодаря прекрасному образованию: учился на режиссёрском факультете Самарского института культуры (СГИК), постигал азы профессии оператора и режиссёра у папы Василия Клепалова.

К слову, в данный момент Василий Клепалов находится на съёмках очередного фильма. А Кирилл ещё в школьные годы снимал как режиссёр и оператор фильмы, получавшие высокие оценки российского года и международного уровней.

Но не сразу всё задуманное получилось у нашего героя. В российском кино стараются не включать в одну съёмочную группу двух новичков одновременно, режиссёра и оператора. Кириллу доводилось снимать клипы известных музыкантов, работать на разных федеральных телеканалах, прежде чем он попал в «большое» кино, где теперь его хорошо знают и ценят. И фильмография на его счету довольно солидная.

— В кино работают настоящие фанатики, влюблённые в него. Ведь никакими большими деньгами не оправдаешь многочасовые съёмки на морозе, длительные командировки. А также каникулы в виде простоя, когда съёмок нет с Нового до весны. После чего начинают поступать звонки с предложениями о съёмках, присылают сценарии. Сейчас я читаю сразу несколько сценариев. Для меня очень важно, интересный ли материал предлагают, какой режиссёр будет снимать, — рассказал Кирилл Клепалов.

А ещё он поделился с «НВ» своей мечтой. Кирилл решил попробовать себя в качестве режиссёра, вспомнить СГИК. Имеется у Кирилла Клепалова и сценарий комедийного сериала, и фильма с элементами научной фантастики, и немного — психологической драмы. Пока все секреты Кирилл не стал нам раскрывать, рано. Надо получить одобрение на съёмки, а потом уже начнётся процесс утверждения актёров, кастинги и т.д.

— Я не могу сказать, что у меня есть определённые пристрастия к жанру. Всё зависит от того, насколько интересен материал. Ведь любое кино заставляет тебя на полгода или год погрузиться в него, жить съёмочным процессом. В фильме «1941. Крылья над Берлином» я жил в августе 1941-го. Снимали ещё один фильм, премьера которого запланирована ближе к Новому году, она перенесла всю съёмочную группу в провинциальный городок. Съёмки шли в Таганроге. В любом случае всё кино, весь материал пропускаешь через себя, проживаешь. Во время съёмочного периода я полностью в кино: я даже во сне продолжаю снимать его, — поделился впечатлениями с «НВ» наш земляк.

А мы желаем удачи Кириллу и с нетерпением ждём новостей о новых проектах. Гордимся знакомством с парнем из нашего города.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц