В автобазе в то время когда автор пришёл туда работать, было два типа самосвалов БелАЗ. Основная нагрузка лежала на БелАЗ–540 грузоподъёмностью 27 тонн. На них работали опытные экипажи водителей. Многие из них начинали свою работу в автобазе на МАЗ–525. Затем 525 были заменены на БелАЗ–540. Как говорили водители, БелАЗ был просто сказкой, если его сравнить с машиной МАЗ–525. Позже в автобазе начали появляться БелАЗ–548. Это была с виду та же машина, что и БелАЗ–540, только грузоподъёмность была увеличена до 40 тонн. На эти машины опытные водители, старались не попадать. Они были отданы на освоение вновь прибывшим водителям, не имеющие ни какого опыта управления, и ремонта этими автомобилями. Как вы знаете карьер работал круглосуточно. Остановок в работе не было, даже в праздники. Работали в карьере четыре смены. В каждой смене был свой мастер смены. В автобазе было по другому. Редко на какой машине были укомплектованы экипажи по четыре водителя. Чтобы не допускать простоя автомобиля, приходилось работать втроём, выходных в таком стиле работы не было. Автору по окончании стажировки выпала честь поработать на БелАЗ–548. Получилось так что все трое водителей были сразу после стажировки, опыта работы не было. Ремонтировали что отваливалось и ехали. Закончилось всё плачевно. Машину заморозили. Не знаю как всё получилось, но когда пришёл на смену машина стояла с работающим дизелем, а радиаторы были холодные. Это была последняя неисправность вовремя работы автора на этом автомобиле.
Номера этого автомобиля автор не помнит. В памяти остались только обмороженные кисти рук. А всё произошло по 100% вине автора. Машина работала нормально. Забой хороший только и успевали вытаскивать на верх очередные тонны вскрыши. К концу смены бак автомобиля был почти пустой. Залитое холодное топливо сделало свою работу, пришлось побегать вокруг машины с факелом. Пока добился устойчивой работы дизеля руки не пощадил суровый Якутский мороз. В первые дни работы автор всё время думал, а как определить не исправность в этой огромной машине. Например, если на ходу оторвёт штангу крепления переднего или заднего моста. Не выдержал, во время обеда спросил у опытного водителя. Он ответил легко и просто: – Если оторвёт, то сразу узнаешь! Всё было новое и неизвестное. Особенно сильно напрягало в первое время когда на не большом уклоне машину заваливало на одну сторону. Было страшно, хотелось выпрыгнуть с машины. Но прыгать тоже приятного мало, слишком высоко сидишь. На этой машине пришлось впервые менять генератор закреплённый на дизеле рядом с водяным насосом. Сложного ни чего не было. Стоишь и крутишь болты на шесть, ключом на 10. Не страшно когда на пол падал болт. Расстраивало когда ронял ключ. Кажется только настроился, и тут такая досада. Выходишь поднимать ключ и обратно в узкую щель к генератору. Домой автор приходил после этой машины словно кочегар. Отступать было некуда. Ведь сам приехал на Север, хотелось заработать. А заработать хорошие деньги можно было только в карьере. На основном производстве.