Главный герой этой киноленты, студент-медик по имени Витек, берет академический отпуск и едет в Варшаву. Его отец хотел, чтобы он стал врачом, но отца не стало, и стимул учиться исчез. В дороге Витек знакомится с пожилым интеллектуалом, который сидел после войны в лагерях. Витек останавливается в Варшаве у этого своего нового товарища и участливо выслушивает его слезливые рассказы. Интересно, что… старый партиец, незаслуженно отсидевший, не растратил веры и продолжает читать лекции о марксизме/ленинизме, правда, добавляя туда отсебятины. Через него Витек устраивается на госслужбу и идет по карьерной лестнице верх, - одним из успехом становится визит в дурдом, где устроили бунт молодые наркоманы. Но в итоге наивного Витека жестко используют в своих целях старшие товарищи, – он ненарошно подставляет свою первую любовь, с которой случайно пересекся в Варшаве, и которая вступила на путь оппозиционной борьбы. Жизненный крах… по воле случая!
Если бы Витек не умел быстро бегать, он опоздал бы на скорый поезд, идущий в Варшаву…
Но судьба предоставляет ему второй шанс – случай есть случай. История отматывается назад, и… Витек опаздывает на поезд. Он остается в Лодзе. Разозлившись из-за опоздания, он набрасывается на станционного смотрителя и немедленно получает 30 суток ареста. На общественных работах он знакомится со своим ровесником, через него попадает в оппозиционную среду и быстро там становится своим. Но и здесь, по другую сторону баррикад, его ждет жизненный крах.
Интересно, что… в обоих случаях косвенными виновницами жизненного краха Витека становятся женщины (и это уже не случайность))).
Но еще более интересен философский подход Кшиштофа Кесьлевского. В «Случае» как раз совершился скоротечный переход от раннего Кесьлевского к Кесьлевскому зрелому, здесь он состоялся как мастер, поднимающийся над обычным социальным кинематографом. В обоих случаях Витек остается Витеком, он никак не меняется. Иначе говоря, не человек определяет бытие, а бытие определяет человека. Человек – не объект, а субъект этого мира. Его бросает из стороны в сторону как щепку в океане, над ним тотально довлеет судьба (в 1991 году Кесьлевский снимет на ту же тему «Двойную жизнь Вероники»). В этом замечательном кинофильме режиссер почти достигает высот античной трагедии.
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер и автор сценария: Кшиштоф Кесльевский. Оператор: Кшиштоф Пакульский. Композитор: Войцех Килар.
В ролях: Богуслав Линда, Тадеуш Ломницкий, Збигнев Запасевич, Богуслава Павелец, Мажена Трыбала, Яцек Борковски.
Посмотреть фильм можно в моей группе Вконтакте: https://vk.com/ekranka (подписывайтесь)
#кшиштоф кесьлевский #польша #оппозиция #власть #1981 год кино #оценка 8,5 #злой рок #судьба #варшава #случайность