Всем здравствуйте.
Перед тем как мы приступим разбираться в отличительных чертах занятий по запуску речи для детей с алалией, я напомню о видах данного диагноза:
Моторная алалия- ребенок не говорит, но все прекрасно понимает, у него развито понимание обращенной речи, интеллектуальная сфера развита.
Сенсорная алалия- ребенок не говорит и нет понимания обращенной речи, ( интеллектуальная сфера может быть как развита, так и иметь недостатки)
С чего начинают свою работу логопеды, имея дело с моторным алаликом? Раз мы выяснили, что малыш понимает обращенную речь, то это уже немного облегчает процесс запуска речи. В первую очередь, акцент будет делаться за звукоподражательной деятельности: ребенок слышит, ребенок понимает, артикуляционный аппарат в норме, интеллект развит, значи пришло время получать самые первые звуки на основе имеющихся у малыша знаний об окружащем мире. Как правило, первой темой является животный мир, именно через игры с включением фигурок в виде животных, ребенок раскрывается и желает повторять действия и звуки за взрослым.
Как может строиться занятие для моторного алалика:
- Артикуляционная гимнастика ( для укрепления артикуляционного аппарата и умения малыща повторять движения за взрослым)
- Ритмические упражнения, пальчиковая гимнастика, нейропсихологические упражнения
- Сюжетно-ролевые игры, где за основу берется определенная тема и вызываемые звуки. Например, если с ребенком изучается тема домашних животных, то это может быть "Строительство фермы" ( логопед вместе с малышом строит забор, двор для будущих сельских жителей из конструктора лего или более реалистичных деталей. Затем показывая по одной фигурке, озвучивает животного, показывает, как оно говорит, может включать и настоящий звук посредством планшета).
- Работа с первыми словами: да/нет, дай/на, тут, это, сюда и т.д
- Работа с первыми глаголами "Дай", "Неси", "Мой" и т.д
- Игры на развитие памяти, мышления, логики, мелкой моторики.
Как видите, занятие начинается сразу с попытки получить от ребенка первые звуки. Когда этот этап будет завершен ввиду положительной динамики и скорого отклика от ребенка, тогда осуществляется плавный переход к попыткам из слогов получить первые слова, а затем и фразы, предложения.
Теперь разберем процесс запуска речи у сенсорных алаликов. Почему считается, что с ними работы предстоит больше? Коррекционные занятия будут начинаться с развития слуха у ребенка, а не с попытки вызвать сразу же звуки или слова. Сенсорные алалики часто испытывают трудности при попытке отличить речевой шум от неречевого, то есть для него не имеет значения звучит ли это телевизор или говорит мама. Для такого малыша данные звуки- обыкновенный шум, не несущий в себе никакой информации. Вот почему работа действительно затрудняется.
Как строится работа с ребенком, имеющим сенсорную алалию:
1. Игры, направленные на слуховое восприятие ( например, перед малышом кладут 3 разных музыкальных инструмента, показывают звучание каждого. После этого ребенок закрывает глаза, взрослый издает звук с помощью одного из инструментов, а ребенок должен определить, что именно звучало)
2. Знакомство ребенка с игрушками и формирование знаний о них ( наглядный пример+ слово, которым он обозначается). Приведу опять же пример: перед ребенком кладут 3 игрушки- мяч, куклу и машинку. Поочередно логопед берет каждую игрушку, показывает ребенку и четко озвучивает, что это : Э-то кук-ла, э-то ма-ши-на и т.д. После названия предмета отдает малышу в руки. Далее просит ребенка давать ему в руки нужный предмет: дай ма-ши-ну, спасибо. Дай кук-лу, спасибо. На данном этапе ребенок запоминает названия игрушек и слово, которое используется для просьбы "Дай".
3. Игры на развитие тактильных ощущений. Ребенку с сенсорной алалией необходимо получать информацию об окружающем мире посредством рук, когда он перебирает мелкие предметы, окунает руки в воду, гладит поверхности с разнообразными тактильными вставками.
4. Чтение книг и просмотр картинок - это позволяет увеличить его пассивный словарный запас. Во время чтения и разговора со взрослым ребенок учится отделять речевой шум от неречевого.
5. Прослушивание аудио материала с погодными условиями, звуками животных и проч. Это развивает умение ребенка акцентировать свое внимание на прослушиваемых звуках и сопоставлят звук+ картинку.
Когда у ребенка с сенсорной алалией сформируется понимание обращенной речи, дальнейшая работа будет выстраиваться по той же схеме, что и у моторного алалика: вызов звуков, звукоподражательная деятельность, первые слова, оформление фразы и предложения.
Очень важное отличие в работе:
с ребенком, у которого имеется моторная алалия, нужно говорить достаточно громко и четко, а с сенсорным алаликом - тише, но также четко проговаривать каждое слово. Иначе ребенок будет постоянно закрывать вам рот и свои ушки, жалуясь на чрезмерно объемный звук, который его раздражает.
Каждое занятие будет выстраиваться с учетом и личных качеств малыша: кому-то важно постоянное поощрение в виде прикосновений, кто-то более подвижен, кто-то любит больше поразмышлять, выстраивая логические цепочки, кто-то любит музыку, а кто-то в восторге от машин. Все это обязательно учитывается специалистом.
Надеюсь, что статья была полезной и вам удалось рассмотреть те самые отличия, которые являются важным условием для запуска речи у малышей с диагнозом моторная и сенсорная алалия.
Будьте здоровы!