Во время археологических исследований Фанагории и её окрестностей встречаются загадочные монеты с изображением Аполлона на аверсе и розой на реверсе. Такой монетный тип довольно редкий. Всего учтено не более 30 экземпляров подобных монет.
Из-за отсутствия легенды и точных сведений происхождения этих монет их часто путали с родосскими денежными единицами.
Легенда в нумизматике — любая надпись, помещенная на монету. Чаще всего, это этникон — название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом.
Согласно одной из античных традиций название острова Родос происходит от древнегреческого слова ῥόδον ("роза"). Хоть и этимологическое родство этих слов не доказано, тем не менее роза появляется в качестве эмблемы на родосских монетах в классическую эпоху и позднее.
Однако на родосских монетах на аверсе изображался бог-покровитель Родоса Гелиос, а на монетах, которые происходят из раскопок Фанагории, мы видим изображение Аполлона в венке (в нумизматике родосских монет такой тип полностью отсутствует). Кроме того, анализ качественного состава металла, проведенный в реставрационном отделе музея-заповедника «Фанагория», показал, что монеты отчеканены из низкопробного серебра. В сплаве монет содержится всего около 35-40 % белого металла, остальная часть состоит из бронзы (меди и олова).
Ареал обращения этих монет — городище Фанагории, памятник Виноградный 7 (Таманский п-ов.), сельские поселения хоры Фанагории, говорит о том, что местом чеканки этих монет может быть Фанагория, столица Азиатского Боспора.
Кроме того, исследователи считают, что данные монеты сходны с другими хорошо известными фанагорийскими монетами с изображением Артемиды на аверсе.
На реверсе этих монет также отчеканено изображение розы, но кроме него четко читаемая надпись ΦΑΝΑΓΟΡΙΤΩΝ, что означает "(монета) фанагорийцев".
Исследователи считают, что серебряные монеты с Артемидой вместе с типом «Аполлон/роза» составляют одну серию из двух номиналов – тетроболов и диоболов. В пользу этой теории говорит совпадение качественного состава монетного сплава и сочетание типов лицевых сторон, составляющих известную пару – Аполлона и Артемиду, божественных близнецов-олимпийцев.
Для чего фанагорийцы поместили на реверс родосскую эмблему?
Ученые полагают, что ответ на этот вопрос подсказывает политическая ситуация, сложившаяся на Боспоре во время правления последнего царя из династии Спартокидов, Перисада V. Серия монет, по всей видимости, была выпущена в 120-110 гг. до н.э. накануне передачи власти над Боспором Митридату VI Евпатору. Выбор новой эмблемы в условиях ослабления действующего правящего режима говорит о росте собственных политических амбиций и ориентации во время кризиса на Родос – одну из могущественных морских держав того периода, которая имела несомненное влияние на греческие города Северного Причерноморья.
Подробнее об этих монетах и их интерпретации учеными можно прочитать в статье: М. Г. абрамзон, В. Д. Кузнецов Фанагорийские диоболы с розой – подражания родосскому типу // КСИА. 2017. Вып. 249. С. 275-281.