15 мая о своем вступлении в НАТО заявила Швеция, хоть правящая социал-демократическая партия всегда была против. Шведские социал-демократы поменяли свое решение, потому что общественное мнение шведов, по свидетельству местных социологов, склонилось в сторону пересмотра нейтрального статуса государства.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг и другие натовские функционеры еще минувшей осенью «подсказывали» Швеции и Финляндии, что будут рады видеть эти скандинавские государства в составе альянса. Скандинавы, судя по всему, намек поняли.
О возможном вето на вступление скандинавов заявляли лидеры Хорватии и Турции, но в южнославянском государстве свое слово должен сказать парламент, а Турцию, видимо, смогли уговорить на неформальном саммите министров иностранных дел стран НАТО, прошедшем 14-15 мая в Берлине. Сообщается, что позиция Турции не будет препятствием для финнов и шведов.
Почему же натовские функционеры еще задолго до текущих событий столь настойчиво приглашали скандинавов в альянс, к месту и не к месту, говоря им о возможной перспективе?
Североатлантический альянс под руководством США еще со времен Карибского кризиса вынашивали планы обложить СССР и Россию своими военными базами. После распада СССР американцы смогли продвинуть НАТО в бывшие государства Варшавского Договора и страны Балтии. Теперь заокеанские стратеги обратили свои взоры на Украину, Финляндию и Швецию. С Украиной, в силу известных причин что-то пошло не так, а скандинавы стоят на пороге принятия «приглашения».
Политические расчеты США и НАТО напрямую связаны с военно-стратегическими: Финляндия и Швеция еще в 2015 г. перешли в вопросах комплектования, штатной численности соединений и вооружения своих национальных армий на стандарты альянса. Финские и шведские военнослужащие участвовали в миссии НАТО в Афганистане. НАТО, Финляндия и Швеция в рамках договора о совместном военном планировании создали совместную военно-морскую боевую группу. К тому же, национальные армии и флот скандинавов и без НАТО вполне самодостаточны: Финляндия до сих пор комплектует свою армию на основе воинской обязанности, что означает наличие постоянного подготовленного резерва. Шведский королевский военно-морской флот имеет в своем арсенале с полдюжины современных подводных лодок, а ВВС – более сотни современных истребителей. Нейтральный статус и отказ от участия в военных блоках уже служит вполне веским аргументом в плане гарантий безопасности. По признанию премьер-министра Швеции, шведы более двухсот лет живут мирно благодаря нейтралитету, который не нарушала даже нацистская Германия, хотя могла бы.
Какое же дело альянсу до Швеции и Финляндии? Зачем они с упорством назойливой мухи напоминали скандинавам о себе?
Если финны и шведы войдут в НАТО, то Балтийское море в одночасье станет «внутренним озером» альянса, который сможет вполне безопасно проводить свои военные операции или операции по переброске и снабжению войск, а России будет в Балтийском море действовать сложнее. Вступление Швеции в НАТО позволит последнему через принадлежащий шведам остров Готланд контролировать большую часть акватории Балтийского моря, обеспечивая дополнительное прикрытие стран Балтии. К тому же, со временем НАТО попытается расположить свою группировку войск на территории своих новых скандинавских членов, потому что так было всегда и везде.
Все действия НАТО явно направлены против России, несмотря на примирительную риторику функционеров альянса и США.
Официальная процедура вступления Финляндии и Швеции в НАТО будет запущена 29-30 июня на саммите в Мадриде, где, как ожидается, будет принята новая стратегическая концепция альянса.
На данный момент руководство альянса согласилось гарантировать безопасность Финляндии и Швеции еще до их вступления. Если бы только этим дело ограничилось, то тогда можно было бы поверить, что альянс не настроен против России. А безопасность Швеции и Финляндии надежно обеспечена и без их вступления в альянс.
Автор: Александр Черный