Найти тему
Не должник

О рынке юридических услуг: улучшение качества или расчистка

Долгое время на законодательном уровне не были отрегулированы требования к лицам, осуществляющим юридические услуги. Оказывать их мог любой человек, как имеющий статус адвоката, так и не имеющий.

Более того, лицо, оказывающее юридические услуги, могло не иметь высшего юридического образования.

Что касается лично меня, то я ничего страшного в этом не вижу. Человек может обладать большими юридическими знаниями и иметь обширную юридическую практику и без официального юридического образования.

Как я уже писал ранее, введение требования о наличии у судебного пристава-исполнителя высшего юридического образования не привело к резкому росту профессионализма.

Само по себе наличие высшего юридического образования, как и получение статуса адвоката, не делает человека специалистом во всех отраслях права.

Я знаком с адвокатами, которые в качестве ответчика в гражданском деле указывали филиал организации, а также районный отдел судебных приставов.

Также знаю имеющего высшее образование бывшего судебного пристава, который довольно легко убеждает своих клиентов, цитируя содержания статей, мягко говоря, в изложении, сильно далеком от оригинального.

А если бы его клиенты, запомнив номер, попробовали статью с таким содержанием найти, то их попытка успехом бы не увенчалась ввиду отсутствия таковой.

Причем, при консультации сам бывший судебный пристав в цитируемое им содержание закона искренне верит, отчего и речь получается весьма убедительной, если бы я его не знал много лет, то, наверно, и сам мог бы поверить.

Кроме того, оказание услуг, по моему мнению, зависит не столько от образования и опыта, сколько от отношения к проблеме клиента.

Один адвокат (юрист) быстро напишет иск по типовому образцу без учета всех фактических обстоятельств и побежит представлять интересы другого клиента в суд, толком не помня, по какому делу, другой отнесется к вопросу более внимательно.

Например, ко мне в последнее время перешли 2 клиента от другого юриста.

И если первый потому, что было проиграно значимое для него дело, то второй потому, что его юрист, практически пообещав выиграть дело, в судебный процесс просто не явился, отправив письменные возражения.

А на вопрос клиента, почему дело в апелляции проиграно, удивленно ответил: «А что, уже было судебное заседание?»

Возвращаясь к предполагаемой расчистке рынка юридических услуг, замечу, что разговоры об ограничении доступа к нему ведутся давно.

Все это, разумеется, оформлено в красивую обертку оказания квалифицированной юридической помощи.

Первым этапом стало предложение разрешить представительство как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции только лицам, имеющим высшее юридическое образование.

Частичной реализацией этого предложения стало введение требования о наличии высшего юридического образования у представителя, участвующего в делах административного судопроизводства (КАС РФ) на уровне районного суда и выше, а также к представителям по гражданским делам, если дело рассматривается или обжалуется в Верховных судах субъектов и в вышестоящих инстанциях.

Лицам, не имеющим высшего юридического образования, пока еще можно представлять интересы клиентов в мировых судах, а также районных судах, если дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Продолжение