Постоянные призывы "мировой общественности" выпустить защитников Азовстали (и что они там только защищают?) через гумкоридор, помочь им, попытки представить военную блокаду гуманитарной катастрофой и пр. окончательно убедили меня в том, что происходящее сегодня вокруг украино-российского конфликта вызвано в первую очередь тем, что западный мир забыл, что такое война. Попросту забыл.
То ли от легкомыслия, то ли по причине чрезмерной веры в силу оружия сдерживания, то ли - полагаясь на Америку. А, может, виной человеческое высокомерие: очень многих людей технический прогресс последних 100 лет ввел в тяжелейшее заблуждение: они решили, будто бы далеко ушли от предков. Люди на западе перестали верить в гормоны, эндокринологию, физиологию, бихевиоризм... Им кажется, что человечество вдруг настолько сильно эволюционировало, что теперь во всем принципиально отличается от предыдущего. Забыв, что для эволюции не только 100 лет, но и 5000 - ничто.
Думаю, ровно по этой же причине - высоко задранному носу - западный царь зверей позабыл, что такое война. Он вдруг стал воспринимать ее как некий совершенно недопустимый жест, а страны и народы, готовые воевать, дикарями. Почему так вышло? Наверное, потому, что западный мир после Второй мировой открыто не воевал с равными и в ближнем бою. Все небольшие его войны (Вьетнам, Фолкленды, Афганистан, Ирак, Сирия) велись далеко от собственных границ, с неравным соперником, которого западное общество расчеловечивало и искренне считало миром отсталым. Кроме того, войны войнами не назывались (тут не наши придумали). Как угодно говорили: "упреждающий удар", "миротворческая операция", в крайнем случае - "вооруженный конфликт".
И вот результат: западный человек забыл, что есть в мире давно всем известный, признанный, институциализированный, кодифицированный политический инструмент - война. Он почему-то стал считать, что война под запретом
Еще меньше 100 лет назад человечество про этот инструмент помнило. Что он был всегда. Что он неизбежен, а риски войны велики. Человечество придумывало для войны свои правило: ее объявление, содержание пленных, их обмен, гуманитарные коридоры, часы тишины, организацию переговоров.
Сейчас запад ведет себя, как дикарь, который этих правил не знает. И который не помнит главного - что война как политический инструмент существует. И от этого ему еще будет очень много бед. Потому что война и впрямь существует. И очень много стран это понимают. Они знают, что такое война, какие у нее правила, какими предпосылками она бывает вызвана.
Чем грозит подобный инфантилизм западного человека? Мы это видим прямо сейчас. Западный человек в свое время не понял, что означает война на Донбассе. И получил результат. Когда Украина объявила о готовности залить сопротивление огнем, Донбасс начал воевать. И для человечества это должно было означать, что для Донбасса то, что он отстаивает, очень важно. Потому что война бывает разной: захватнической или оборонительной.
Те и другие в первую очередь говорят о том, что для тех, кто решается на войну, чрезвычайно важно то, чего они хотят. Важнее жизни
И не только, наверное, на западе, но даже и в России не все в 2014-м поняли, что означал на самом деле Донбасс. Мы не поняли, что, если эти люди согласились на войну, значит, они считают важным защиту своей позиции. Я лично пропустила. И все мы, которым теперь пишут "Где вы были эти 8 лет". Я могу показать, где я была. Я понимала несправедливость положения Донбасса, я ему сочувствовала, я об этом писала. Но очень мало и очень редко. Этот конфликт, эта война шли где-то краешком информационного фона. Значит, в том, во что вырос конфликт, есть и моя вина: я вовремя не поняла значение слова "война".
В современных условиях если страна решается на пешую операцию, на войну с ближним боем (а не бомбить бедуинов в пустыне), это значит, что ее аргументы, ее ценности для нее экстремально важны. И западное общество сейчас вновь этого не поняло, когда увидело Россию.
Оно не понимает главного: никуда война как инструмент не делась. Она по-прежнему является крайней политической мерой. И когда то или иное государство идет на контактное наземное противостояние, это лишь означает, что оно считает свое действие самым последним способом отстаивания своих интересов. Плохих или хороших, это другой вопрос - важна сама готовность. Страна, готовая в 2022 году воевать на земле, это страна, твердо убежденная в своей правоте.
Война это еще и инструмент политического сдерживания. Вообще-то, столетиями государства строили свою политику, держа в голове, что им могут объявить войну
И все свои действия они соотносили с рисками войны. Переговоры с оппонентами, земельные споры, религиозные конфликты - все строилось исходя из аксиомы, что, если ты будешь не прав, груб или слаб, тебе объявят войну. Война это своего рода защита от политического беспредела. Нельзя пахать чужую землю - тебе объявят войну. Нельзя уничтожать нацменьшинства - за них к тебе могут прийти с войной. Нельзя рушить чужие церкви - это тоже грозит войной. Готов воевать? Ок, можешь рискнуть. Не готов? Веди себя тихо.
Так было сотни лет. А потом вдруг западное общество решило, что все поменялось. В мире получилось много как глобального и грандиозного, так и точечного беспредела, вызванного лишь одним этим заблуждением - что войны как политического инструмента больше нет. А он есть.
Это должно стать для западного общества главным открытием. Война существует. У нее есть свои нормы, правила, границы допустимого. Если кому-то кажется, что вы ведете себя с ним несправедливо, убеждайте его в обратном. Или будьте готовы к войне. Множество стран сегодня об этом помнят. На мой взгляд, они сейчас более осторожны и вежливы, чем те, кто слово "война" забыл.