Под Бронницами стоит еще один никогда не закрывавшийся храм в селе Кривцы. Само село имеет славную и древнюю историю. Первый раз оно упоминалось в коломенской писцовой книге 1577 года как Кривцово, хотя есть и более ранние датировки – 1454 год. В те времена село было вотчиной некоего Василия Белова (очевидно какого-то московского боярина или служилого человека, которым часто давались в кормление волости). Земли эти были всегда богатые и потому желанные многим влиятельным феодалам. Поэтому уже в 17 веке эта волость принадлежала князю Федору Ивановичу Морткину из старинного дворянского рода, относящегося еще к Рюриковичам, как об этом сказано в писцовой книге 1627-28 гг. Но уже через 50 лет село перешло Михаилу Андреевичу Волконскому, известному воеводе и окольничему правления Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Вотчина перешла к нему не в результате подковёрной борьбы, как это может показаться, а благодаря браку его отца Андрея Михайловича с его матерью Маврой Федоровной Морткиной, дочерью того самого Федора Ивановича. Кстати, в те годы брак был одним из самых надежных способов завладеть землей. Волконские также были родственниками Рюриковичей. Однако и их род владел Кривцами не более 100 лет. В начале 19 века земля была продана Петру Родионовичу Сунгурову.
Но именно при Волконских в 1703-1708 годах здесь была построена каменная Смоленская церковь в стиле Нарышкинского барокко. Она была летней, никакой системы обогрева в ней предусмотрено не было. До этого в волости стояла только теплая зимняя деревянная церковь Федора Стратилата. История с деревянным храмом получилась довольно странная – в исторических летописях он то присутствует, то неожиданно пропадает вплоть до самого 1913 года, когда благочинный отец Павел Щеглов упомянул в своих записях деревянный храм в Кривцах, как построенный в 1779 году. Эти исчезновения, как полагают историки, связаны с тем, что деревянный храм часто горел и не сразу отстраивался. Есть информация о местной судебной тяжбе между крестьянами и купцами Владимировыми. Опишем ее подробнее.
В 1834 году деревня отошла помещикам Талызиным. В 1865 году Степан Александрович Талызин воспользовался тем, что неоднократно горевшая деревянная церковь не была обозначена в планах конца 18 века. Всю землю вместе с церковной он продал скотопрогонщикам Владимировым из соседней деревни Тимонино, которые начали гонять коров к водопою прямо мимо храма. Скот, естественно, гадил рядом с храмом, иногда прямо на паперти. Этим возмутились кривцовские крестьяне и поставили ограду. Тогда Владимировы обратились в суд с требованием убрать ограду, мешавшую проходу скота. В местном суде председательствовал тот самый Талызин, поэтому неудивительно, что суд Владимировы выиграли. В свою очередь местные крестьяне обратились в Московскую духовную консисторию, а тимонинские купцы к государю. Суд затянулся на несколько лет. Наконец, через три года после состоявшегося суда (и через шесть лет, если считать со времени конфликта) Московская палата гражданского суда приняла сторону причта и крестьян села Кривцы, закрепив за церковью десятину усадебной земли. С тех пор за деревянной церковью закрепилось негласное признание «народной», а за каменной Смоленской – барской.
Однако, история с деревянным храмом на этом не окончилась. В 1913 году церковь обветшала и встал вопрос о ее сносе. Снова крестьянам пришлось встать на ее защиту. Борьбу возглавил священник Георгий Воздвиженский, обратившийся в Петербургскую археологическую комиссию и объявивший сбор средств на ремонт. Комиссия признала храм «достойным тщательного сохранения». Основными жертвователями стали разумеется местные крестьяне. Имеется приговор местной сельской общины 1914 года, где участники его брали на себя всяческую помощь в ремонте и бесплатную доставку материалов, а церковный староста Иван Федотович Кулешов пожертвовал на ремонт 200 рублей.
Так что, данное село можно считать хорошим примером плодотворного сотрудничества священства и местного крестьянства, отличающегося глубокой верой. Это и не удивительно, ведь именно тщанием местных священников во второй половине 19 века здесь была организована церковно-приходская школа, занимающаяся просвещением и грамотностью крестьян. И все же «народный» храм не уцелел. Уже в 1918 году в нем открыли клуб, а в 1950-е и вовсе разобрали. Из храмовых бревен сложили здание артели, выпускавшей игрушки.
А каменный Смоленский храм так никогда и не закрывался. Зимой его отапливали буржуйками. В конце 30-х от закрытия его спас председатель местного колхоза Иван Быстров, который на зиму разместил в подклете колхозных пчел и овощи. Во время войны он был отправлен на фронт, где вскоре и погиб. В 1974 году, как и многие другие храмы, Смоленская церковь была признана памятником федерального значения. Несмотря на перенесенный в 1818 году пожар, в нем сохранился иконостас начала XVIII века с подновлениями XIX и XX веков и живопись 1904 года. В иконостасе храма размещена «Смоленская» икона Божией Матери работы известного священника иконописца Феодота Ухтомского. Престольный праздник празднуется 10 августа.
В начале 2019 года случилась трагедия – из храма были похищены старинные иконы, в том числе и икона Смоленской Божией Матери. Но в результате операции работников МВД России, специализирующихся на розыске предметов антиквариата, все преступники были задержаны, а девять похищенных святынь, возвращены в обитель.
Использованная литература:
- Поспелов Е. М. Географические названия Московской области: топонимический словарь: более 3500 единиц. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — С. 310—311. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-042560-0.
- Церкви села Кривцы вернули 9 ранее украденных старинных образов. Телеканал «Россия. Культура» (18.06.2019).
- https://vadimrazumov.ru/12591.html
- https://bronblag.ru/hrami/89
- П. А. Марцев "Москва-Рязань". - Москва, 2011
- https://sobory.ru/article/?object=01152
Фото Архиповы Маргарита и Владимир, Андрей Агафонов.
#Храм
#православие
#достопримечательность
#история