Леонид Иванович Рогаль родился 27 июля 1925 г. в деревеньке около ст. Демехи - 12 км от райцентра Речица, Гомельской обл., Белоруссия, в семье сельского учителя. В семье росло 4 детей - братья Аркадий и Леня, сестры Зинаида и Раиса. Мама Анна Семеновна смотрела дома за детьми, в школе работал отец Иван Иванович (1898-начало 50-х). Семья была музыкальная, дети освоили мандолину и гитару. Отец играл на балалайке и любил петь с матерью украинские песни, которые он слышал в годы гражданской войны. Иван служил в киевском полку особого назначения 1 конной армии Буденного. Смелый кавалерист был ранен в левую руку и вернулся к преподаванию. Он окончил Минский учительский институт. Достаток у учительской семьи был неплохой. В 1931-33гг. отца, члена ВКП (б) с 1928г., преподавателя истории школы в Демехи, пригласили директором семилетней школы №1 в райцентр Речица.
В двухэтажной кирпичной школе учились дети рабочих и служащих промышленных предприятий г. Речицы. Город Речица можно назвать промышленным центром, здесь находились гвоздильный, фанерный, экстрактный заводы, спичечная фабрика, мукомольный комбинат и др. предприятия. Семья получила квартиру из 5 комнат, включая кабинет директора, при школе. Через кабинет директора его дети выходили прямо в коридор с классами. Школа подавала пример организации учебно-воспитательного процесса, работы с подрастающим поколением. Её чуть позже преобразовали в образцовую среднюю школу, слава о ней гремела на всю Белоруссию.
#Речица
Написано на основе интервью с Леонидом Ивановичем Рогалем (27.07.1925-27.01.2022), в т.ч. моих и проекта Живой голос Победы, а также документальных источников.
В 1937г. старшего Рогаля перевели директором школы в село Ровенская слобода в 15 км от Речицы. Иван Иванович стал и секретарем партийной организации колхоза им. Дзержинского. Рогаль получил квартиру опять при школе. А здесь была огромная школа - сталинская новостройка 1936г., сюда ходили учиться дети из соседних деревень - Андреевка, Ровное, Безуевка. С детьми активно работали в оборонных кружках, в художественной самодеятельности. Школьники знакомились как обращаться с винтовкой, гранатой, делали марш-броски – занимались начальной военной подготовкой, сдавали нормы ГТО и юный ворошиловский стрелок. – Мама, пахнет войной, - делились дома впечатлениями дети директора, учителя истории. Напряженность особая в обыденной жизни не наблюдалась, но новости в газетах публиковались красноречивые. Гитлер шагал по Европе.
В 1939-1940г в школу приезжали военные и предлагали старшеклассникам 9-10 классов поступать в то или иное военное училище. Так и Леонид Рогаль в мае 1941г. подал заявление в Ленинградскую военно-медицинскую академию им. Кирова. Друг семьи, фельдшер Барташевич с роскошными усами, похожий на доктора Айболита, знаток своего дела, повлиял на мечты подростка. Но пришел отрицательный ответ – мы принимаем с 17 лет в академию, а вам только 16. Сын сельского учителя заканчивал 10 классов в 1941г. в 16-летнем возрасте.
Начало войны
Выпускной вечер проходил 21 июня 1941. Василец Василий лихо играл на гармошке, Радостные, взволнованные мечтами о будущей прекрасной жизни выпускники танцевали, плясали, благодарили учителей за науку и знания, руководителей кружков за полученные навыки. Во втором часу ночи разошлись по домам. Леонид проводил друзей, девушку. Счастливые, никто из них не думал в этот день о войне, - только о светлой жизни.
В начале пятого кто-то стал тормошить Лёню за ногу – Вставай, вставай! Посмотри в окно, что творится. Это была мать. Юноша поднялся, спросонья глянул в окно, увидел какое-то зарево – то ли молния, то ли пожар, то громовые всполохи. Какие-то взрывы, глухие, далекие. Полусонный, он опять положил голову на подушку и уснул.. Опять мама затормошила его: Вставай, вставай! – Зарево, всполохи, взрывы. – Война, сын, война. Война – это что-то страшное. Какой уж тут сон.
В 12 часу Леонид побежал к сельсовету, где висела радиорупор. Здесь в 12.00 крестьяне услышали выступление Молотова, узнали о том, что началась война. Днем сельчане узнали, что немцы бомбили областной центр Гомель - 56 км к северо-востоку от Ровенской слободы. Других упоминаний о том, что немцы бомбили Гомель или воинские части в том районе в ночь на 22 июня в интернете автор не нашел, поэтому данное свидетельство уникально.
В Речицком районе стали создаваться отряды самообороны. Иван и Леонид Рогали вступили в один из них.
Уже 22 июня была создана Речицкая истребительная группа, которая из-за большого количества добровольцев к 25 июня стала истребительным батальоном. Речицкий истребительный батальон возглавил директор промкомбината, участник Первой мировой и Гражданской войн майор запаса Александр Брониславович Миклашевич (1898-авг.1942). Батальон принял участие в боях с немцами.
Принимались меры к созданию партизанских отрядов. Очевидно, формирование такого отряда в Речицком районе в августе происходило в т.ч. на основе группы самообороны, в которую поступили Рогали и часть выпускников Ровенской школы. По докладу 4 августа 1941г. секретаря гомельского обкома партии Кожара И.П. в Речицком отряде было создано 5 партизанских групп общей численностью 417 чел. под руководством секретаря Речицкого райкома ВКП(б) Кутейникова А.И. Он же возглавил при оккупации действующий партизанский отряд, сформированный из этих 5 групп. В этом партизанском отряде были и будущие партизанские лидеры Макар Фёдорович Турчинский и Петр Иванович Васильев. Турчинский уже с конца июня командовал специальной группой (42 чел.), сражающейся с фашистами на фронте. Она примкнула к отряду Кутейникова 24 августа. Предполагаю, что в ровенском отряде самообороны было меньше 100 чел., - часть осталась, часть ушла с отступающими частями РККА.
В 9 км от Речицы располагалась стрелковая дивизия. В 1935-1939гг. это была 37 сд, которой командовал будущий маршал И.С. Конев (1934-37гг.), накануне войны здесь дислоцировалась 143 сд. Перед отступлением военные создали базу в лесах недалеко от Ровенской слободы, завезли туда боеприпасы и продукты, телогрейки и т. п. Почему-то военные завезли на базу новые немецкие винтовки (скорее карабины – О.Д.), размером поменьше винтовки Мосина, и патроны к ним. Немецкими карабинами была вооружена самооборона.
Приход немцев. Партизаны
Немцы не сразу пришли в Речицкий район, не здесь проходила главная линия их наступления. Поэтому многое из имущества удалось эвакуировать. Так, старший брат Аркадий Рогаль, белобилетник, с парализованной рукой, угонял скот из Ровенской слободы в Орел, а это 300 верст. Он ещё успел вернуться обратно. Вывозилось зерно, оборудование. Из Речицы власти с 3 по 11 июля эвакуировали работников и оборудование гвоздильного завода (6 вагонов) и спичечной фабрики (8 вагонов) Уничтожалось если что не удавалось вывести. Перед приходом немцев самообороной сжигались, по словам Рогаля Л.И., деревянные мостики через речки и речушки. Рубились телефонные (телеграфные) столбы. Наши части, увы, отступали. 23 августа 1941г. немцы заняли Речицу. В этот день группа бойцов (4 чел.) парт.отряда во главе с Павлом Маркалем (1916-1943) уничтожила на улице города мотоцикл и ранила мотоциклиста.
В Ровенскую слободу сначала заехала немецкая разведка – 8 велосипедистов в касках с автоматами. Леонид был как раз направлен из леса тоже в разведку в село вместе с бывшим завхозом Ровенской средней школы. Вынырнули к домам по огородам. Местные жители встретили их словами: “ Куда вы пришли? Немцы здесь. Арестуют вас.“ Тем не менее разведчики задворками подобрались к немцам. Те оставили свои велосипеды и расположились у избы. Кто-то вынес им молоко, кто-то дал воды. Немцы поехали своей дорогой. Разведчики вернулись в отряд.
После оккупации Речицкого района партизаны, включая Леонида, выследили немцев-фуражиров, которые ехали подвыпившие с награбленным продовольствием. Трех немцев они постреляли из немецких винтовок.
28 августа 1941 отдельная спецгруппа (НКВД) 8 чел. во главе с Т.С.Аникеевым взорвали 3 моста - на шоссе Гомель-Калинковичи, а также между Будка-Тишковка и Козье-Демехи. 1 сентября 1941г. партизаны тов.Коновалов и Юрасов взорвали мост на шоссе Речица-Хойники, а группа партизан во главе И.И.Бондаренко и А.И.Ворона взорвали мост у Ровенской слободы.
Из личного дела партизана отряда Михайлова А.Е. мы узнаем, что 3 сентября 1941 группой из 30 чел. под руководством Турчинского была уничтожена немецкая машина на шоссе Речица-Хойники, убито 2 немецких офицера и ранен шофёр. Ими же на этом же шоссе на участке Качай-Болото уничтожена связь на протяжении 1 км, заминировано шоссе, сделаны завалы. 4 сентября здесь на мине взорвалась грузовая машина, убито и ранено 10? немецких солдат.
Роспуск партизанского отряда. Последний бой
Вместе с оккупантами в район возвращались беглые и бывшие заключенные - родом из этих мест. Как считает Рогаль, они и выдали немцам расположение лесной базы. В докладе командующего тылом группы Центр 20.09.1941г. так и читаем: "В болотистой местности, 25 км юго-западнее Речицы, обнаружен крупный склад боеприпасов и продовольствия. Таковой был настолько хорошо укрыт и замаскирован, что выявить его удалось лишь благодаря предательству."
Неслучайно подпольный райком партии дал указание осенью 1941г. распустить отряд, когда немцами была захвачена база. Прошло собрание отряда, на котором было оглашено это решение, согласно рассказу Рогаля.
Согласно характеристике на Турчинского, отряд был разогнан немецкими карателями в сентябре 1941г. Согласно наградному представлению на П.И.Васильева, отряд был рассеян в ноябре 1941г. И вновь был организован в апреле 1942г. как отряд им. Ворошилов. Здесь мы видим, казалось бы, путаницу в датах. Напомним, что Леонид Иванович Рогаль в интервью со мной отрицал прямое столкновение с немцами, и говорил о том, что отряд был распущен согласно решению подпольного райкома.
Анализ документов, опубликованных в сборнике " Гомельщина партизанская. Вып.1. Начало. Июнь 1941 г.-май 1942 г." позволяет поведать судьбу отряда близко к тексту документа. Речицкий партизанский отряд ( 112 или 140 чел.), под руководством секретаря РК КП(б)Б Кутейникова А.И. располагался в Амельковских лесах (между д.Омельковщина и новые Барсуки) Хойникского района, что недалеко от Ровенской слободы. Из отряда исчезло 2 человека. Значения этому не придали, но, как выяснилось, они оказались предателями и указали немцам-карателям месторасположение отряда. В другом документе сказано, что разведчиком Коноваловым было установлено, что 15 сентября в дер. Рудня-Бурицкая, Летешин, Новые Барсуки прибыл карательный отряд. Повторная разведка привела к гибели разведчиков Павла Аренича, политрука отряда, и тяжелому ранению в живот Павла Больных. Отряд до темноты перевели поближе к страже (?) Карбицкое. 16 сентября 1941 года в поздний завтрак на отряд было произведено нападение немцев с двух сторон. Как стало после известно со слов тов. Маева А.А. (б. нач. минской тюрьмы) и др. товарищей, карательный отряд немцев состоял из 60 чел. (в другом документе сказано 760 чел., но, возможно, не все они были задействованы в операции), имел 1 станковый пулемет и 1 миномет, остальные были вооружены автоматами и винтовками. Командир отряда сперва скомандовал «к бою», но организовать общую оборону ему ввиду растерянности и неопытности не удалось. Немного постреляв из автомата, он быстро исчез, убежал, по словам Маева. Отряд разбежался группами по лесу, обстреливаемый немцами. Было убито около 12 человек партизан.
А вот как описывает этот бой Макар Турчинский, - из материалов, предоставленными мне Речицким краеведческим музеем. "16 сентября в 9 часов утра со стороны Рудни Бурецкой и Амельковщины внезапно налетели каратели. Их было более 700, а отряд состоял из 130 чел. Завязался бой. Я находился рядом со станковым пулеметом. В процессе боя у немцев появился гранатомет (вероятно, 30-мм ружейный гранатомет «Gewehrgranatgerät» - О.Д.), из которого они стали нас обстреливать. Тогда я приказал пулеметчику подавить гранатомет, что тот и сделал. (Пулеметчик - армейский товарищ, кажется, по фамилии Кондратенко). Гранатомет замолчал, но я вдруг увидел, что отходит группа Щербинского В.Ф., который держал оборону рядом со мной. Он передал мне, что Кутейников дал команду выходить из боя мелкими группами, но куда место сбора не назначил, и сам уже ушёл...
Тогда мы все, кто находился поблизости отошли в болото, заросшее кустарником, где и находились до ночи. В этом бою убито немцев 12, наши потери 3 чел (Аренич П., Больных П.И., Новиков Кирилл Иванович - рабочий лесозавода). Дождавшись ночи, часть местных товарищей разошлись по домам." Далее Турчинский добавляет, что с раненым П.И. Больных и медсестрой Анной Карака немцы расправились после боя. Карателей привел лесничий Омельковского лесничества, житель д.Вышемир Ткач.
По словам Кутейникова, с группой 8 чел. он пошел к линии фронта в сторону Смоленска. Группа Маева пошла ни с ним, ни с Турчинским. Наиболее крупные остатки партизанского отряда в количестве 48 человек также направились к фронту, но в другую сторону. В лоевских лесах они встретили с отрядом тов. Анищенко. который дал им проводника для пути к группе Синякова, в районе д. Рудня Каменева, где находился секретарь обкома тов. Кожар. Тов. Кожар 18 сентября назначил новым секретарем Речицкого РК КП(б) Турчинского М.Ф. Последний в числе 16 человек возвратился снова в леса. Возможно, в этой отряде был и П.И.Васильев. Позже Кожар послал последнего в Речицу для организации подполья. В бою с полицейскими к середине октябре отряд снова был разбит, осталась группа 8 чел.
Из личного дела партизана отряда Михайлова А.Е. мы узнаем, что 11 октября 1941 была уничтожена автомашина у д.Старо-Красное (в 18 км на юго-запад от Речицы), убиты офицер и шофер. По версии Турчинского это случилось 2 октября между Асветником и Старо-Красным. 27 октября 1941г. группа из 5 чел. попала в окружение у дер.Лесуны (Лоевский район), ранен один чел. (Дневник боевых действий Речицкого партизанского отряда с июля 1941 г. по апрель 1942 г.)
Похоже, что Речицкий отряд располагался не на самом месте базы боеприпасов, а к юго-востоку от неё. База была обнаружена немцами после 16.09.1942. Смотри немецкие донесения абзацем ниже. После обнаружения немцами базы отряд был распущен, как рассказывал Л.И.Рогаль.
12-21 сентября 1941г. оккупанты проводили крупную операцию по очистке местности от партизан и окруженцев в треугольнике Припять-Днепр. Из немецкого отчета 17 сентября 1941г. Кавалерийская бригада СС: "в ходе дальнейшего прочесывания местности южнее Речицы удалось ликвидировать партизанскую штаб-квартиру. Захвачено большое количество пленных и богатые трофеи, в том числе пулеметы, автоматическое оружие и винтовки, а также рация и знамя." (похоже, это тот отряд, о котором ведём речь) Из отчета 19 сентября 1941г. - "Кавалерийская бригада СС в лесисто-болотистой местности юго-западнее Речицы захватила хорошо замаскированную крупную базу оружия, боеприпасов и продовольствия" (похоже на ту самую базу отряда Кутейникова-Турчинского). Из отчета 20 сентября 1941г. - "Кавалерийская бригада СС: в ходе продолжения операции по очищению местности от партизан ликвидирована еще одна партизанская штаб-квартира."
В партизанском подполье
Директор школы Иван Рогаль был болен туберкулезом (скрытая форма) и после роспуска отряда жил в деревне, а не в лесу. Семья, скрываясь от гестапо, уехала из Ровенской слободы в другое село – поближе к Антону Николаевичу, двоюродному брату старшего Рогаля. Правление колхоза отдало во временное пользование Антону Николаевичу, работающему лесником, бывший кулацкий дом. Иван Рогаль находился на постоянной связи с Турчинским. Секретарь Речицкого подпольного райкома КП(б)Б М.Ф. Турчинский писал “ «Благодаря подпольщикам (в селах) мы знали каждый шаг местной полиции».”
На оккупированных территориях немцы назначали свою администрацию. Так, в деревню, где жили Рогали, приехал из Киева бывший крестьянин Петр, отбывавший в 30 годы срок на Соловках. С собой привез 2 дочек, он с этими здоровыми, на выданье девицами поселился в своем старом доме, в котором, как я понял, проживал до оккупации Антон Николаевич. Этого Петра немцы назначили старостой. Бывший заключенный стал служить фашистам и составлял списки молодежи на угон в Германию. В январе 1942 года нацистами была поставлена задача: вывезти из оккупированных районов на принудительные работы в Германию 15 млн рабочих из СССР.
Рогали переговорили со скрывающимися в лесах от немцев партизанами (Андрей Майстренков и др.), которые ещё не объединились в отряд и “шатались”, по словам Л.Г., в окрестностях. Весной 1942 года партизаны пришли глубокой ночью, вывели старосту за деревню и расстреляли. Назавтра же приехали немцы-полицейские, арестовали Антона Николаевича, забрали его, жену, пятерых детей. Младшему сынишке шёл третий год. Вывели семью в сосённик за деревней и расстреляли всех. Старики, выглядывавшие из хижин, рассказывали, что мальчик даже бежал по снегу в сосённике. Немец догнал его и выстрелил в спину.
Через какое-то время назначили старосту Никиту Сенюка из местных крестьян. Хороший работник, но злой, усы рыжие, пышные как у Буденного. Он занялся тем же, посылал немцам припасы, ходил по хатам, готовил списки, говорил – готовьтесь к отъезду в Германию. Рогали снова связались с партизанами, один связной партизан уходил в лес как раз из села. Партизаны снова пришли ночью. Вывели старосту за ограду на местном кладбище и расстреляли. После этого в июне 1942 Рогали, вся семья, ушли в лес. Но на этот раз немцы, к удивлению, никого не тронули. До старосты из местных им, видимо, не было дела.
Ликвидация бургомистра
В управу Речицкого района оккупанты прислали бургомистра Карла Герхарда. Этот немец, местный уроженец, - был самый настоящий фашист. Он стал наводить новые порядки вместе с гестапо.
Партизанским отрядом им. Ворошилова на бургомистра было подготовлено покушение. Его исполнили партизаны Федор Вишняк (1922 г.р.) и Андрей Батура (1911 г.р.) 26 июня 1942. Они пробрались к дому глубокой ночью, когда дождь лил рекой, и уничтожили собак. Батура бросил в окно гранату, и мужики скрылись. На лошадях партизаны умчались в лес. Герхард был убит, его жена и офицер жандармерии ранены.
Очерк включен в подборку Партизаны блога Друг Истории. Подборка Великая Отечественная война - здесь.
Выдержка из книги “Два года в тылу врага: ”Этому немцу из числа местных жителей «за преданность фюреру и усердие» фашисты преподнесли в подарок добротный особняк. На новоселье Герхард пригласил местную знать: шефа гестапо, военного коменданта, начальника полиции и других себе подобных фашистских пособников, занявших руководящие посты в городе. Связка гранат взорвалась во время благодарственной речи бургомистра, партизаны дали несколько очередей из автоматов по гостям и благополучно вернулись на базу. "
После этого начались дикие аресты бывших советских работников – учителей, председателей колхозов, др.. Отправляли всех в концлагерь г.Гомеля. Петр Иванович Васильев, директор лесозавода в Речице, командир партизан, не успел вывезти свою семью. Немцы задержали его пять детей, мать и жену. Расстреляли всех.
С захватчиками шла война не на жизнь, а на смерть
Продолжение следует Партизаны действуют на Гомельщине.. см.
Признателен за лайки и подписку, а также донаты (подмога) на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №108, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории