В Ижевске произошло долгожданное рождение камерного филармонического оркестра
Последний апрельский день стал первым днем рождения для Камерного оркестра Удмуртской филармонии. В этой незамысловатой игре слов стоит признать, что сценический дебют нового филармонического коллектива – Ижевской камераты – получился успешным, достойным и многообещающим.
В длинном списке значились…
Начнем с увертюры о том, что одним из маркеров солидности, полноценности и если позволите породистости академической музыкальной жизни в регионе или городе, а также индикатором престижности и имени симфонического оркестра является наличие камераты. Между тем срок давности этой неофициальной традиции не перевалил даже через столетие.
Она возникла вскоре после Второй мировой войны и среди пионеров камерных ансамблей был коллектив под управлением немецкого скрипача Вильгельма Штросса.
– Со своим оркестром Штросс приехал на гастроли в СССР, и я пришел его послушать, – рассказывал в документальном фильме Олега Дормана альтист, дирижер и создатель Московского камерного оркестра Рудольф Баршай.
Надо сказать, что, когда эта кинолента «обернулась» в напечатанные мемуары, они предстали перед меломанами увлекательнейшим чтением, из которого можно было узнать множество уникальных подробностей из уст одного из величайших музыкантов ХХ века. В частности, о создании столичной камераты, которая предшествовала «Виртуозам Москвы» Владимира Спивакова и «Солистам Москвы» Юрия Башмета, (которые, к слову, выступят на 65 фестивале искусств «На Родине П.И. Чайковского» 7 июня на стадионе «Динамо» - прим. автора).
– Впечатление от того концерта определило мою жизнь. Это всех тогда потрясло, – продолжал Рудольф Борисович. – Я понял, что нужно создать камерный оркестр и вернуть настоящее звучание великой музыке. Такой оркестр сможет исполнить сотни произведений, которые никогда не слышала наша публика, а потом наверняка вызовет интерес у современных композиторов…
Это мнение Рудольф Баршай сформировал не только из собственного опыта и слуха. Прекрасный музыкант был полностью солидарен с позицией «общеевропейского» мыслителя, органиста и музыковеда Альберта Швейцера, признавшего в своем знаменитом труде об Иоганне Себастьяне Бахе в том, что, услышав вторую – медленную – часть гениального ми-мажорного баховского концерта, которую «развозят на дюжину виолончелей и полдюжины контрабасов, ему хочется в ужасе убежать из зала».
– Это совершенно точно, но публика привыкла, – заключал в согласии с авторитетным мужем уже советский музыкант и продолжал в воспоминаниях. – А настоящий камерный оркестр – совсем особенное дело. Он может составиться из солистов и из квартетных исполнителей…
И как раз в последний апрельский день 2022 года в столице Удмуртии произошло долгожданное рождение Ижевской камераты, для которой открылся выход в бескрайний океан музыки Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта, Гайдна, Корелли и «далее по длинному списку»…
Тройной дебют без всяких «калош»
Напомним, что в плейлист дебютного выступления художественный руководитель Камерного оркестра Удмуртской филармонии Сергей Емельянов собрал произведения, которые пользуются популярностью в мировой концертной практике (музыка Грига, Сибелиуса, Нильсена, Воан-Уильямса, Уорлока, Элгара) и одновременно остаются броской привлекательной «витриной» для презентации всех возможностей каждой камераты.
– Сейчас я испытываю самые положительные чувства и мысли от нашего оркестра и успешной работы, – еще не отойдя до конца от сильнодействующего испытания в виде тройного дебюта (помимо оркестра двойного для себя самого в работе за дирижерским пультом и в качестве солирующего скрипача), Сергей Валентинович не скрывал своего удовлетворения. – Не скрою, я очень доволен и вижу, что все музыканты тоже остались вдохновленными, еще больше развив мотивацию к продолжению работы. Хотя, может быть, нам немного не хватило физических и эмоциональных сил из-за ограниченного количества репетиций. Зато мы получили бесценную практику и боевое крещение, – признался музыкант и получил новый вызов для парирования.
– Гамму личных сложностей для вас усиливало первое в карьере публичное дирижирование. На мой вкус ни в какую «калошу» вы не сели, – оперируя популярным изречением Сергея Прокофьева, которое выдающийся композитор сделал в письме к коллеге и другу Николаю Мясковскому о неудачах Рахманинова и Стравинского в их первом опыте в работе у дирижерского пульта, с долей доброй шутки, но совершенно искренне произнес журналист.
– Спасибо, если говорите честно, – кивнул дебютант дирижерского дела. – Но мне пришлось учиться смотреть, наблюдать и пробовать
– Выходит, что мануальная техника не стала для вас трудной энигмой?
– Еще совсем недавно она была для меня очень сложной загадкой! Все дело в том, что в течение длительного времени я был убежден, что вряд ли смогу когда-нибудь встать за дирижерский пульт. Однако, я все-таки решился пойти на этот шаг и постарался нацелиться на достижение положительного результата. И когда я увидел, что музыканты нашей камераты правильно реагирует на мои жесты, правильно играют, меня это окрылило как никогда прежде. Наш камерный оркестр в действительности играл! Повторюсь, что я доволен и нашим оркестром и доволен даже собой. При этом я прекрасно понимаю, что требовать от нас уже с первого концерта высокого качества исполнения, которое присуще, к примеру, «Виртуозам Москвы», пока поспешно…
Невыносимая нелегкость бытия
– Ну а что скажете о третьем непривычном явлении – о вашей солирующей скрипке? – цепкая репортерская память не давала журналисту покоя. Как тут было не вспомнить первое интервью Сергея Емельянова для Удмуртской филармонии в январе 2021 года, когда он только-только приступил к работе в Государственном симфоническом оркестре республики и признавался, что прежде не хотел быть солирующим скрипачом из-за иного восприятия сцены и себя на ней.
– По большому счету моя скрипка не была солирующей, а играла вместе с первыми скрипками. Однако мне все-таки надо было воздержаться от этого решения. Потому что после полуторачасового махания руками за дирижерским пультом, играть на скрипке было невыносимо тяжелым испытанием… Но, взяв в руки инструмент, я закрыл себе дорогу к отступлению, – рассмеялся Сергей Валентинович, а журналист поведал собеседнику малоизвестный сюжет из собственного профессионального архива.
Ровно четыре года назад в мае 2018 года в Ижевске один из незадачливых местных репортеров после концерта «Виртуозов Москвы» на лаконичном брифинге полюбопытствовал у Владимира Спивакова о том, продолжает ли он сейчас заниматься боксом.
– Как это было раньше – в вашей юности и молодости?
– Когда ты репетируешь с симфоническим или камерным оркестром и стоишь за дирижерским пультом по 4-5 часов, поверьте, эта нагрузка не сравнима с боксерской тренировкой, – устало улыбнулся Владимир Теодорович и дал понять, что пресс-конференция окончена.
Обожание до дрожи и мурашек
Для объективности картины помимо общения с художественным руководителем доброго творческого новообразования необходимо было получить впечатления музыкантов Ижевской камераты.
– Они самые восторженные! – откликнулась скрипачка Лилиана Измалкова. – Я убеждена в том, что 30 апреля в истории музыкальной культуры Удмуртии произошло замечательное событие, потому что мы играли музыку, которая мало исполняется даже в крупных столичных городах, не говоря о российской глубинке. Я получила огромное удовольствие от игры в Камерном оркестре, хотя много лет назад в удмуртской «симфонии» уже предпринимались попытки в создании камерного ансамбля. Но сейчас мы играли другую музыку, в иной атмосфере и в свежем погружении в контекст времени, в факты из биографии, возникавшие вокруг композиторов в те моменты, когда они создавали эти прекрасные произведения и стремились выразить свои мысли в музыкальном языке. Пропуская эти мысли через себя, мы стремились добавить собственное понимание в исполнение.
– Как и все коллеги, я испытала огромное удовольствие от исполненной музыки, – дополнила палитру эмоций виолончелистка Светлана Руденко. – В ходе репетиционного процесса я просто-таки влюбилась в музыку Нильсена и Воан-Уильямса! Я стала обожать ее до дрожи и мурашек! А какие невероятные ощущения мы испытали, когда заиграли музыку Уорлока! Это шикарная музыка! Теперь для всех нас – артистов симфонического оркестра республики и Струнного квартета Удмуртской филармонии – открылись новые творческие горизонты, и мы невероятно расширили свою музыкальную эрудицию и мировоззрение. Сейчас мы в реалиях осознаем, что великая музыка безгранична!
«Если бы музыка смогла заговорить…»
– Что касается меня, то с большинством композиторов, музыка которых была исполнена в дебютном выступлении Камерного оркестра, я уже давно нахожусь в обращении на «ты», – признанный эксперт в сфере академической музыки и уважаемый композитор Юрий Толкач, который сделал блестящий конферанс в концерте, не упустил резона для добросердечной иронии. – Не зря же моим любимым периодом в истории музыки является рубеж XIX-XX веков, когда были еще сильны старые традиции, но уже возникали новые музыкальные находки и эксперименты. Иногда в синтезе, а порой в спорах или в предощущениях наступавшей новизны. К тому же я всегда интересовался музыкой Северной Европы. Не исключено потому, что всю жизнь живу в финно-угорской республике… Если же говорить непосредственно о дебюте Камерного оркестра, то мне очень приятно, что меломаны Удмуртии получили возможность познакомиться с шедеврами британской музыки, которая на линии перемены столетий внезапно стала показывать высокий класс, а закрепила это реноме уже в творчестве Бенджамина Бриттена. При этом нам стоит задуматься и над тем, что Ральф Воан-Уильямс и Карл Нильсен являются серьезными мастерами больших симфонических форм и было бы исключительно хорошо, если Госоркестр республики в недалеком будущем обратится к симфоническому творчеству и к монументальным сочинениям этих авторов. К примеру, ко Второй «Лондонской» симфонии Воан-Уильямса или к Четвертой «Неугасимой» и Пятой симфониям Нильсена. В них есть удивительнейшие вещи, в которых можно расслышать предвестники Шостаковича. Причем тот же Нильсен начинал творить с благостных и где-то наивных опусов, но потом в своей композиторской эволюции превратился в завзятого модерниста. С моей точки зрения, очень важно и то, что с дебютом камераты в Удмуртской филармонии формируют готовую выездную гастрольную модель. В отличие от большого оркестра компактную, а значит более гибкую мобильную и с оригинальным репертуаром, которому могут позавидовать даже столичные коллективы. Более того, созданный оркестр может пропагандировать творчество удмуртских композиторов в камерном жанре и в разговоре со мной Сергей Валентинович Емельянов пообещал присмотреться к этой музыке… Я могу еще очень долго рассуждать о важности и значении создания Камерного оркестра, но предпочту передать слово все тому же Карлу Нильсену. Этот датский композитор и сын деревенского маляра однажды напишет: «Если бы музыка смогла заговорить и объяснить свою сущность, наверное, она сказала бы что-нибудь подобное: «Я везде и нигде, я скольжу по волнам и верхушкам лесов, я в крике дикаря и в танце негра, я сплю в камне и в звучащем металле. Меня никто не может поймать, но все могут понять, моя жизнь в десятки раз богаче, а смерть – в тысячи раз глубже. Я люблю безбрежные просторы тишины, но больше всего мне нравится её нарушать. Я не знаю ни печали, ни радости, ни веселья, ни боли, но я умею плакать, смеяться веселиться и горевать. Безгранично и бесконечно…» Наверное, лучше и не скажешь…
Интервью провел и подготовил Александр Поскребышев