Вопрос емкости магазина для скорострельного автоматического оружия - вещь не из последних. В дело шли и идут разнообразные конструкции дисковых и барабанных магазинов, в промежуточных и выше калибрах в дело уже вступает ленточное питание, конструируются четырехрядные магазины...
Более редкий, но от того и более интересный путь демонстрируют разработки бывшего конструктора Zbrojovka Brno Йозефа Веселы, эмигрировавшего в Великобританию после аннексии Чехословакии нацистской Германией. В принципе, уже по размерам магазина при использовании обычного пистолетного патрона 9х19 мм можно догадаться до сути идеи. Всего Веселы получил несколько патентов в Англии и США, подавая заявки в промежутке с 1942 по 1943 годы.
Магазин и несколько экспериментальных образцов оружия ("пробный" V-41, затем уже для армейских испытаний - идентичный ему"пехотный" V-42 и усовершенствованный "десантный" V-43), разработанных конструктором, реализовали подачу патронов весьма специфичным образом. В магазине были установлены две пружины и два подавателя, разделенные перегородкой, причем из передней части магазина подача шла с перестроением в один ряд (причем не к центру, а на левый край), а из задней - двухрядная.
Для корректной работы механизма в ствольной коробке устанавливались два рычага, для чего с правой стороны шахты магазина имелся хорошо заметный "горб" с осями рычагов, выступающими наружу.
В передней части магазина размещался 31 патрон, в то время как в задней - только 29 (несмотря на то, что, казалось бы, в "чисто двухрядную" часть влезет больше, чем в часть с перестроением). Это было связано с тем, что рычажная система принудительно отжимала задний ряд патронов ниже затвора, пока в переднем ряду был хотя бы один патрон. Соответственно, сначала затвор захватывал при накате патроны только из переднего ряда, затем после его опустошения промежуточный рычаг, нажимаемый передним подавателем через боковую прорезь магазина, освобождал рычаг-ограничитель и задний ряд, и стрельбу можно было продолжать без каких-либо манипуляций со стороны стрелка. При высокой скорострельности - неплохое подспорье, особенно в ситуациях, когда смена магазина невозможна (например, при работе в окопах и бункерах).
Сам пистолет-пулемет конструктивно был типичен, стрелял со свободного затвора, хотя тот был несколько сложнее одноклассников: с пружинным демпфером отката, служившим одновременно селектором темпа стрельбы (хотя переключение между 900-930 и 1000-1030 выстрелами в минуту нельзя назвать столь уж нужным). Для переключения тем более нужно было извлечь из ствольной коробки затвор, вынуть из него буфер (деталь 14) и повернуть на 180 градусов. Поворот буфера изменял преднатяг демпферной пружины (12) и, соответственно, импульс отскока и скорость наката затвора - из-за этого и диапазон регулировки, в общем-то, вышел смешным.
Ударник (деталь 2) не был жестко закреплен в зеркале затвора, как это обычно делалось на ПП, стреляющих с открытого затвора. Напротив, он был подпружинен и в нормальном положении утапливался глубже зеркала. Только в конце наката затвора коромысло (деталь 4), качающееся на оси (3), упираясь в казенный срез ствола, резко выталкивало ударник вперед, накалывая капсюль. Таким образом исключался ранний накол капсюля при неполном досылании патрона. Из-за высокого темпа стрельбы нагрузка на этот узел была чрезвычайно большой, делая его самым слабым звеном конструкции.
Изначально разработанная пехотная модель V-42 для транспортировки могла разбираться приблизительно пополам. При этом приклад отделялся вместе с УСМ, тыльником ствольной коробки и направляющей затвора (деталь 16 на фото выше), так что собирать это все было не особо удобно: вместо одного движения "не глядя" нужно было ловить отверстие в буфере направляющей.
Кроме того, даже в разобранном виде пистолет-пулемет был чрезмерно велик с точки зрения воздушного десантирования. Поэтому на следующей модели V-43 Веселы уже реализует цельную ствольную коробку и быстросъемный ствол - она уже классифицируется как "десантная". Здесь для снятия приклада и ствола их достаточно было повернуть на 90 градусов, сборка ствольной коробки, УСМ и затвора оставалась при этом единым узлом. Усложнение конструкции не привело к критичному увеличению металлоемкости - с 6 фунтов 10 унций (3 кг) пистолет-пулемет "растолстел" еще на 150 граммов.
В обоих вариантах предусматривалось подсоединение игольчатого штыка. Крепление позволяло при отсутствии необходимости в штыке развернуть его назад вдоль ствола, не нося отдельно. Установка штыка добавляла к весу оружия еще 113 граммов.
Ударно-спусковой механизм имел трехпозиционный переводчик огня. одновременно служивший предохранителем.
Несмотря на то, что конструкция показалась армии достаточно перспективной (для пистолета-пулемета в 1944 году было даже напечатано наставление, где обе модели классифицировались как V.A.P. Machine Carbine от названия выпускавшей их фирмы, хотя наставление еще и имело ныне снятый статус "конфиденциального" - но уже не "секретного"), проект был похоронен.
Во-первых, с деньгами во время войны у британцев было, мягко говоря, не очень - именно отсюда растут ноги обильного клепания примитивных "СТЭНов", да еще с таким качеством, что у них взаимозаменяемость запчастей и магазинов гарантировалась только с напильником. Соответственно, выпускать гораздо более сложный пистолет-пулемет не было смысла: вместо него можно было сделать несколько уже освоенных и производством, и армией STEN. После войны же и потребность в оружии снизилась на порядок (если не на два порядка), но и финансовые проблемы продолжились: былая "Империя, в которой никогда не заходит солнце" начала трещать по швам.