Ровно через два года после дебюта исходного большого седана FIAT 130 в марте 1971 года на Женевском автосалоне компания FIAT представляет роскошное купе на его базе. В определенном смысле модель стала идеологическим наследником другого большого купе FIAT – модели 2300S, выпускавшейся с 1961 по 1968 год.
Вообще, большие купе были, мягко говоря, не самой типичной продукцией этой марки, больше славящейся добротными малолитражками, но на имидж компании такие роскошные модели работали замечательно.
Итак, что же представляло собой это купе? Технически модель повторяла базовый седан – то же шасси с независимыми подвесками всех колес, дисковыми тормозами по кругу, усилителем руля, мягким и тяговитым мотором V6 объемом 3235 см3 мощностью 165 л.с., усилителем руля, 3-ступенчатой автоматической трансмиссией ZF. Также предлагалась 5-ступенчатая механическая КПП. Здесь всё было на достаточно высоком уровне и не требовало усовершенствований.
А вот кузов и интерьер были полностью новыми. Ведь седан не мог похвастаться ни изысканными линиями кузова, ни высококлассным интерьером – там везде царил черный пластик. Купе разработало ателье Pininfarina, стилистом был Паоло Мартин. Машина была не только разработана итальянским ателье, но и выпускалась его силами.
Стиль кузова для начала 1970-х получился весьма модным и даже слегка футуристичным – выверенные пропорции, острые грани, плоские панели, чуть скошенный передок с большими прямоугольными фарами, утопленные “безопасные” ручки дверей.
Подштамповка вдоль всей длины кузова визуально делала его еще длиннее. Сзади также были прямоугольные блоки фонарей. Благодаря большой площади остекления и низкой поясной линии обзорность получилась великолепной. Широкие двери обеспечивали удобный доступ на задние сиденья. Кузов не был перегружен лишними деталями. В целом машина выглядела очень элегантно и привлекательно.
Интерьер тоже спроектировали полностью новым, он стал гораздо более стильным и качественным. Пространства было достаточно и в седане, а теперь к этому добавилось ощущение роскоши и воздушности. В отделке применялись натуральное дерево и велюр для отделки сидений, в том числе светлых цветов. Рулевая колонка регулировалась по наклону и вылету, водительское сиденье имело не только продольную регулировку, но и по высоте.
Заднее окно можно было закрыть солнцезащитными шторками, а звуковой сигнал имел разные настройки для города и трассы. Внутренняя отделка дверей также была на высоком уровне, а сами двери имели электрические стеклоподъемники. На заднем ряду было удивительно просторно для кузова типа “купе”. Наконец, багажник тоже радовал большой вместимостью – его объем составлял 540 литров.
По габаритам купе не сильно отличалось от седана, тем не менее, оно стало длиннее, уже и ниже – длина составляла 4840 мм, ширина 1760, высота – 1380 мм. Масса FIAT 130 Coupe – 1600 кг. Динамические качества не сильно отличались от седана. С ручной коробкой передач максимальная скорость достигала 195 км/ч, с “автоматом” – 190 км/ч. Разгон до 100 км/ч занимал 10,6 с. Расход топлива составлял 11-17 л/100 км.
В поведении на дороге автомобиль был легок и предсказуем, устойчив и сбалансирован. Двигатель обеспечивал большую тягу уже с малых оборотов. Машина легко держала крейсерскую скорость 150-160 км/ч. Купе нельзя назвать спортивным, и оно не могло похвастать резкими разгонами, но куда важнее была плавность хода и аристократизм в управлении.
Дизайн FIAT 130 Coupe был настолько впечатляющим, что оказал влияние на множество моделей – Rolls-Royce Camargue (его стиль также разработал Паоло Мартин), Lancia Gamma, Peugeot 604 и 505, Ford Granada, прототип Ferrari Pinin и даже Cadillac Allante.
Среди конкурентов можно назвать такие модели как Peugeot 504 Coupe, Mercedes-Benz 350SLC/450SLC, Jaguar XJC, BMW 3,0CSi, а также Citroen SM, Ford Granada Coupe, Maserati Kyalami, De Tomaso Longchamp, Opel Rekord Coupe. По ценам модель была сопоставима с конкурентами.
Так, в середине 1970-х в Англии модель продавалась за 5531 фунт, в то время как за Daimler Double-Six просили 5291 фунт, BMW 3,0 CSi стоил 7399 фунтов, а Mercedes-Benz 450SLC продавали за 10435 фунтов. FIAT 130 Coupe был самым дорогим ФИАТом своего времени. В самой Италии купе стоило примерно в 4 раза дороже народной малолитражки FIAT 124.
В 1974 году ателье Pininfarina представило два прототипа на основе FIAT 130 Coupe – 4-дверный седан Opera и 3-дверный универсал Maremma. Оба варианта получились на загляденье красивыми, но им не суждено было стать серийными.
Модель выпускалась до 1977 года, и за семь лет было выпущено не так много машин – 4491. Причем пик выпуска пришелся на 1972 год, когда собрали 1746 купе, дальше выпуск плавно снижался, и в 1977 году собрали всего 17 штук. Не сказать, что конкурентов штамповали гораздо больше – нет, цифры были сопоставимы, за исключением купе Mercedes-Benz, которые всегда хорошо продавались.
Но FIAT-130 Coupe могли бы выпустить и больше, если бы не несколько обстоятельств. Во-первых, всё же марка плохо ассоциировалась с престижем и гламуром, что не способствовало высоким продажам. Во-вторых, свою лепту внёс топливный кризис 1973 года, после которого подскочили цены на топливо и заметно съежился рынок роскошных машин. А в-третьих, машину сняли с продаж, чтобы не мешать продажам новой модели концерна FIAT – Lancia Gamma Coupe.
Не все выпущенные экземпляры достойно перенесли испытание временем и ржавчиной, но оставшиеся купе сейчас весьма высоко ценятся коллекционерами как образец высокого стиля 1970-х годов.
Автор текста: Anderson1977