Найти тему
#ВсякаяВсячина

Курский трамвай: развитие или деградация?

Я долго думал, под каким заголовком выпустить сегодняшний пост и пришёл к выводу, что нынешнюю ситуацию иначе не опишешь.

Казалось бы, наконец-то город получит новые трамваи, будут выделены деньги на ремонт путей, подстанций и даже депо. Но вот буквально вчера было принято решение о ликвидации 2 маршрута и возможной ликвидации к 2024 году 3 маршрута. Таким образом, на весь город останется только 2 трамвайных маршрута. Стоит ли говорит, что на пике развития трамвайного движения маршрутов было аж 9! С 2004 года количество маршрутов сократилось на 2/3!

Посмотрим же на потенциальные изменения в схеме:

Изменения в схеме трамвайного движения
Изменения в схеме трамвайного движения

Красным обозначена ветка, которая потенциально не будет использоваться вообще! Таким образом, южная часть Сеймского округа остаётся без трамваев совсем, северо-запад остаётся без трамваев совсем, а на Автовокзал теперь придётся добираться у только автобусом или троллейбусом.

Третий маршрут существенно пострадал ещё в 2018 году, когда движение сократили до Ольховской. Однако ещё целый год бабушки на остановке «к-т Родина» ждали, что заветный трамвай придёт! В последующие два года маршрут неоднократно пытались закрыть из-за того, что трамвай возит воздух. При этом забывая, что на линии всего одна машина (самая раздолбанная), которая обслуживает пусть даже обрезанный, но далеко не маленький маршрут с интервалом 40 минут (да и тот не выдерживала). КТО ВООБЩЕ В ЗДРАВОМ УМЕ БУДЕТ ЖДАТЬ 40 МИНУТ ТРАМВАЙ!?

Трамвай идёт по 3-му маршруту в микрорайоне Волокно
Трамвай идёт по 3-му маршруту в микрорайоне Волокно

Со вторым маршрутом сложнее. На 50% он дублирует маршрут номер 4. Его можно было бы убрать, но только при условии увеличения числа трамваев на 3-м маршруте и создании бесплатной пересадки на 4-ку (Что вроде как и хотели бы сделать). Тогда бы необходимость в этом маршруте отпала бы сама собой. Но, нужно понимать, что при вводе в эксплуатацию новой схемы движения общественного транспорта (что должно произойти уже этим летом), до сих пор остаётся открытым вопрос «как именно будет осуществляться бесплатная пересадка?».

Трамвай идёт по 2 маршруту
Трамвай идёт по 2 маршруту

Почему же остались маршруты 1 и 4? Всё очень просто: маршрут 1 является основным для работы трамвая и подходит рядом с депо, а маршрут 4 является самым хлебным, ибо везёт людей с микрорайона КЗТЗ до Московской площади и Ж/Д Вокзала.

Однако это всё заявлено как развитее городского транспорта. Но так называемое «развитие» не решает фундаментальные проблемы трамвая, из которых самые главные - дублирование другими маршрутами и непризнание трамвая, как магистрального транспорта. А ведь не стоит забывать, что трамвай потенциально может быть самым эффективным транспортом в городе. Однако в сознании многих трамвай - просто очередной автобус на рельсах, а значит можно автобусом обычным его заменить, а то и маршруткой. Но трамвай - не автобус, а ПОЕЗД! Именно поезд, который даже имея в составе один вагон везёт больше человек, чем обычный большой автобус. А если он работает по системе многих единиц (СМЕ), то сможет провозить в 2 или даже в 3 раза больше пассажиров (зависит от количества прицепных вагонов). При правильной организации движения трамвай способен ехать обособлено от общего транспортного потока. Все эти свойства и делают его лучшим магистральным транспортом для Курска (Любителям метро - даже в миллионниках метро возит воздух, а в Курске нет и 500000 жителей. Кроме того, подземку строить крайне дорого и ещё дороже (в некоторых местах) обслуживать. Именно поэтому трамвай будет являться самым лучшим вариантом для Курска с точки зрения эффективности).

СМЕ на 3-ем трамвайном маршруте
СМЕ на 3-ем трамвайном маршруте

Не решаются и более серьезные вопросы. Трамвай всё ещё не ходит туда, где он нужен людям. Нет никаких линий ни по ключевым улицам (Ленина, Карла Маркса, Дзержинского - ну или проще говоря «в центре»), ни в крупные жилые массивы (Волокно (нет с 2018 года), проспекты Клыкова, Плевицкой, Победы и Дериглазова). При высокой провозной способности трамваю просто некого возить! Но о строительстве новых путей пока не идёт даже и речи.

Однако, ещё есть свет в конце тоннеля - заключение концессионного договора. Подобный опыт более чем отлично показал себя в Санкт-Петербурге. В результате появилась крайне эффективная система «Чижик».

Трамвай «Чижик» в Санкт-Петербурге
Трамвай «Чижик» в Санкт-Петербурге

Потенциально именно концессионер может взять на себя «брошенный» участок путей и восстановить из, а также обеспечить обслуживание маршрута номер 3. Однако, заключат ли концессионное соглашение и где и как будет организовано движение новой трамвайной системы - пока не известно.

Очень жаль терять всё больше и больше трамвайных маршрутов. Но, в отличии от тройки, меня нет прям ярких тёплых чувств ко второму маршруту. При правильной организации движения необходимость в нём пропадает, хотя что-то мне подсказывает, что это вряд ли будет сделано по крайней в ближайшее время. Тройка же нужна как магистральный маршрут и просто необходимо вернуть её на Волокно. Остаётся лишь надеется, что в ближайшие 2 года ситуация изменится в лучшую сторону.

Рендер нового трамвая на Московской площади
Рендер нового трамвая на Московской площади

Курск #Трамвайное #СохранимТрамвай #Концессия