Найти в Дзене

Стиль: внутри/снаружи

В прошлых беседах с Андреем Дойницыным мы выбирали участок под строительство, определялись с «пятном» будущего дома, его метражами и функциональным составом помещений, говорили о стилистических решениях... В этой статье мы продолжаем говорить о стилистике, но, по большей части, уже в отношении внутренних пространств.

— Андрей, после того, как мы определились с общей стилистикой дома, то есть с основным направлением, в котором будут проектироваться фасады дома, мы переходим к проектированию внутренних пространств. 

— Вообще-то мы не можем отдельно рассматривать проектирование внутренней части дома — а в дальнейшем и интерьеры — от работы над внешним образом. Это все должно рассматривается совокупно. После того, как мы определились с границами проектирования снаружи, следует вернуться к проектированию дома изнутри. И вот тут есть один очень важный момент. Чтобы заранее обеспечить себе необходимую степень свободы при работе над внутренними пространствами, и одновременно, уж извини за какую-то такую тавтологию, предоставить заказчику пространство для воображения, разумным будет проектировать внутри именно каркасную систему. Которая наиболее тесно связана со свободной планировкой внутреннего пространства. В этом случае решается и основная задача, связанная с несомо-несущими конструкциями, и появляется дополнительный воздух, который обязательно пригодится — в дальнейшем он трансформируется в какие-то планировочные решения. Те решения, которые выбираются с клиентом исходя из стилистических особенностей, определенных на этапе формообразования самого дома. Это может быть минимализм, может быть какой-то экологический подход... Либо это может быть классика, какой-то традиционный дом. С мансардной крышей, скажем... И в голове сразу вырисовывается какие-то внутренние пространства, которые принадлежат каждому из этих направлений. Понятно, что если дом мансардного типа, то сразу вырисовываются какие-то интересные мансардные окна типа «Велюкс», устроенные в два—три ряда. Которые дают колоссальный свет... И неожиданное пространство, которое может в своей наивысшей точке иметь высоту и пять, и шесть, и семь метров! И комната вдруг теряет потолок, а наклонные стены образуют такой вот интересный свод — могут раскрыться внутренние стропильные системы, которые также можно обыграть. И у нас натуральное дерево будет присутствовать в интерьере — можно двигаться уже в каких-то других стилистических направлениях. Можно поговорить и о кантри, можно поговорить и о традиционной баварской архитектуре... 

— Либо все совсем наоборот... 

— Да, либо все совсем наоборот: заранее спроектированный, скажем, дом с плоской кровлей, на которой будет стелиться газон. И через некий стеклянный элемент лестницы мы из зимнего сада попадаем на этот газон... Соответственно, это совсем другое внутреннее пространство. И назначение его совсем другое. Но это абсолютно не вступает в противоречие с общей конструкцией всего дома целиком... Поэтому еще раз хочу подчеркнуть — чтобы развязать себе руки, мы заранее ставим условие, что внутри у нас не должно быть большого количества несущих стен, в качестве опорных элементов должны быть запроектированы колонны.

-2

Здесь, кстати, появляется и свобода в определении местоположения лестницы, ведущей на верхние уровни. Мало того — вполне можно позволить себе не только какие-то прямые направления, но и какие-то криволинейные стены... Здесь же мы заранее, еще во время планировки, расставляем мебель — делается это для того, чтобы представить себе уже дальнейшие возможности пространства. Мы думаем о каких-то концентрациях — где, например, у нас будет каминная зона, где у нас будет некая группа, связанная с телевизором, где у нас будет зона, связанная с аквариумом... Либо речь идет не об этом, а о какой-то роскошной ванной комнате, переходящей в будуар, который затем переходит в спальню... Либо мы не ведем речь о будуаре, а рассматриваем какой-то шикарнейший гардероб, в котором не будет ни единого окна в стене, но под потолком у которого будет стеклянная пирамидальная конструкция, через которую и будет поступать дневной свет...

— То есть существует тесная взаимосвязь проектирования внутреннего и внешнего пространства...

— Конечно. И следует говорим именно о целостной организации всего пространства, как внешнего, так и внутреннего... Может быть, это будет активное большое остекление в зоне отдыха — до пола. А потом — выход на террасу, которая переходит в банный комплекс или в какие-то газоны, или в японский дворик, или в классическую аллею, где есть колоннада, увитая плющом...

Когда с клиентом проговорариваются какие-то такие общепринятые, понятные любому заказчику штампы — причем штампы в хорошем смысле этого слова, — еще на бумаге есть возможность определиться с приоритетами. В том числе и относительно каких-то подвижек в интерьере — что у клиента будет главное, какие будут особенности, на что ему следует обратить внимание. И не в последнюю очередь — в плане цены.

-3

Ведь, к примеру, ведущая на второй уровень лестница может быть самой обыкновенной, просто-напросто функциональной и спрятанной где-то подальше от глаз. А может быть и роскошной, дорогой, парадной, являющейся не то чтобы визитной карточкой всего дома, но таким довольно весомым интерьерным элементом. От эстетики которого в дальнейшем и пойдет вся стилистика внутреннего пространства — почему нет? Вопрос желания, вопрос цены... 

— Заказчик понимает важность целостного подхода к пространству?

— Зачастую сталкиваемся с тем, что отношение клиента к внешнему и внутреннему пространству разное. Приоритеты в решении внешнего образа дома могут быть в одном направлении, а желание рассматривать внутреннее пространство — на контрасте, совершенно в другой стилистике. Но и такой вариант возможен. Единственное условие — если он все-таки обусловлен какими-то внутренними ощущениями самого заказчика. Это надо понимать очень четко. Ведь именно в таком пространстве заказчику придется жить. И здесь важно, чтобы профессионал объяснил своему клиенту, что интерьерный винегрет, когда каждая комната выполнена в своем стиле, в своем направлении, говорит о том, что это все не навсегда. Это постоянно будет требовать какой-то динамики, каких-то изменений. А ведь дом — это не квартира, и финансовые вложения в него совершенно иного порядка... Можно, конечно, потратить колоссальное количество сил, времени и средств, чтобы в каждом уголке своего дома создать различные стили. Но это все приведет к тому, что завтра та или иная комната просто надоест, и придется все это переделывать. А потом другая комната надоест...

— И, как следствие, человек обречен жить в стройке... 

— Да, поэтому хочу акцентировать внимание вот на чем: главная задача архитектора или дизайнера в данной ситуации состоит в том, чтобы сформировать некое завершенное средовое пространство, которое позволит говорить, что данный объект закончен целиком и полностью. И нуждается он только в декорировании, в дополнении какими-то аксессуарами. Которые человек, идя по жизни, собирает и приносит в свое жилье. Так что вот эта схема, на мой взгляд, идеальна. Наверное, каждый архитектор, непосредственно работая с заказчиком, стремится к ней. 

— Но чтобы достичь хорошего результата в интерьере, необходимо еще знание отделочных материалов... 

— Скажу больше: не только самих материалов, но и их взаимосвязей. Я имею ввиду стыки материалов на границе, где они пересекаются. И не только между какими-то помещениями — ванной, спальней, гостиной, холлом, — а именно в одном конкретном пространстве, в одном помещении. Когда это помещение одного назначения, но в нем используются разные материалы — вот здесь очень важно грамотно работать со стыком, с взаимосвязью материалов.

-4

Поэтому, заранее понимая, что этот этап рассматривается чуть позже, на стадии, когда дом зачастую уже стоит, мы советуем строителям не торопиться выкладывать перегородки по нашим проектам. Специально выделяем их другим цветом, говоря, что нас интересует сначала большое общее внутреннее пространство. Которое они нам построят, перекроют и создадут, собственно говоря, сам дом. А вот спустя год или полтора, когда мы снова возвращаемся сюда с заказчиком, то «по факту» могут возникнуть какие-то корректировки. Возможно, минимальные, но вполне может быть что и довольно глобальные. И это нормально. Это говорит о том, что человек попадает в реальную среду, в реальный масштаб. Он осознает свое присутствие в доме уже изнутри, и у него возникают либо какие-то новые потребности, либо какие-то новые приоритеты, акценты. То есть какие-то новые ощущения, на которые он хотел бы обратить внимание уже того дизайнера, который будет работать внутри. И поэтому во время проектирования мы подразумеваем, что у нас внутри — «бумажный», как бы совершенно «белый» интерьер. Это очень важный момент — построили, вошли, о! А давайте немного по-другому!.. Это нормально, это и есть та работа, которая происходит внутри. Потому что пока человек не ощущает себя относительно масштаба всего дома, относительно его внутреннего пространства, его дворового пространства, — он может немножко путаться, совершенно по иному все себе представлять. Поэтому мы и стремимся к такому рафинированному интерьеру, который в дальнейшем может быть насыщен...