Если мы дали инструкцию, а ребенок помотал головой и уполз под стол, не выполнив ее - поздравляю, мы проиграли. Руководящий контроль - у него, не у вас.
Сегодняшняя статья должна быть интересна более широкой аудитории, чем предыдущая. С детьми с инвалидностью работают немногие специалисты, не такое уж большое количество родителей столкнулось с этим несчастьем... Гораздо чаще встречается ситуация, когда у ребенка есть некоторые проблемы, до инвалидности не дотянувшие.
Никак не заговорит, но все понимает. Каша во рту. Р горловое. Говорит как чукча - мой лошадка, дай красную мяч. Надо работать, со специалистом и дома. Не очень велика проблема - но сама не рассосётся.
А как? Как работать? Он не хочет!
В предыдущей статье я описала этапы руководящего контроля в применении к детям с серьезными особенностями развития. Почему я начала именно с них - да потому что в этой ситуации нет иллюзий и нет вариантов. Можно ребенку, не понимающему речь, прочесть лекцию на тему - ты пришел заниматься, веди себя прилично - только смысл? Не будешь заниматься, тебя ждёт беспросветное будущее - ну, можно и об этом поговорить, опять же, зачем? Можно пойти другим путем, предложив игрушки и попытавшись опереться исключительно на интерес ребенка никакого давления - да только интересы узки и игра стереотипна, а у вас уже фантазия иссякла. Реально могут работать и получать результаты с детьми с тяжёлыми нарушениями развития только специалисты и родители, знакомые с установлением руководящего контроля. Но и с детьми с менее серьезными проблемами именно четкий поэтапный руководящий контроль - самая рабочая история.
Итак, этап первый - друг. Вы просто изучаете ребенка. Его интересы, склонности. Присоединяетесь к ним и становитесь ребенку полноценным игровым партнёром. Как это выглядит, если вы специалист. Да вот так, очень просто - даёте ребенку все, что он в вашем кабинете пожелает. Можете и ограничить, конечно. Из контейнеров можно, из этого шкафа нельзя. Там у вас настольные игры для запоминания букв, зачем они этому трехлетке - рассыпет и помнет недешевое пособие. Но в определенных рамках - можно все. Садитесь и играете вместе.
Естественно, возразите вы, все так и делают. Точно? Уверены? Просто играют, изучая интересы ребенка, и не пытаясь судорожно на первой же встрече вкорячить в игру свою дидактику? Дети оччень хорошо это всегда видят, и оччень не приветствуют. Вы его уже этим обесценили, не приняли, не поняли - и это на первой же встрече. Ну и он вам отплатит сторицей, отказавшись сотрудничать. Точно ли принимают истинные интересы ребенка, а не подсовывают то, чем он интересоваться ДОЛЖЕН? Точно - ничего не требуют? Важное напоминание этого этапа - мы только познакомились. Мы ещё ничему ребенка не учили! Поэтому он нам - ничего не должен и имеет право на абсолютно все. Не садиться за стол, не играть в игрушки, не убирать за собой, не любить наклейки как поощрение. Учили? Нет. Какие вопросы?! И к маме у вас на этом этапе никаких вопросов быть не может тоже.
Чего это он у вас, мамаша, за стол не садится. Сделайте что-нибудь, он даже на пять минут не сосредоточился! Ну поговорите дома с ним, настройте его на занятия.
Поговорим ещё, примем. Не сейчас, позже. Сейчас вам никто ничего не должен. Ваша задача - анализ. Что любит, что не любит, как себя ведёт. И этот анализ может занимать... А даже не одну встречу. В тяжёлых случаях - до 5 и более занятий. В лёгких - возможно 2-3. 2-3 и более занятия вы, логопед, дефектолог, специалист, ничего не делаете с ребенком, не реализуете никаких коррекционных задач! Да какой родитель это потерпит!!!! Потерпит. Если вы внятно объясните, что и зачем вы делаете. А объясните - если сами понимать будете.
Когда переходить ко второму этапу - вы увидите. С детьми, понимающими речь, второй и третий этапы часто сливаются. На второй встрече - можете потихоньку пробовать, если ребенок настроен на сотрудничество. Помним, что второй этап - вы посредник. По-прежнему вы ребенку друг, и он вам уже доверяет. Вы уже хорошо знаете его интересы. Учитываете их, принимаете и разделяете, но уже - с соблюдением некоторых правил. Просто так все подряд вывалить и сверху попрыгать нельзя, если ты этим не играешь, я уберу. И потихоньку начинаете давать ребенку инструкции к выполнению. Соблюдая правила третьего этапа - простота, быстрота, долг. Инструкция лёгкая, знакомая, мы на этом этапе, опять-таки, ничему новому не учим ребенка! Чему же учим - самим правилам обучения. И эта цель не менее, если не более важная чем, например, работа над построением фразы. На этом этапе ребенок должен понять, что от него никто не требует никакой сверхъестественной эквилибристики.
А остального детям объяснять не нужно. На самом деле это мы, взрослые, можем порассуждать и подискутировать на тему, правильно ли нам руководить вообще. А может поговорить с ребенком на тему необходимости надевания кольца на пирамидку, и тогда он сам примет решение? Детям же в правилах и границах - нормально и комфортно. У них нет вопросов, когда есть разумные необходимые границы без самодурства. Главное чтоб взрослый сам понимал, зачем они ему. Тогда ребенку объяснять не нужно.
Просто положи игрушку, которой закончил играть, в контейнер. Просто сядь на ковер прежде, чем взять книгу. Просто пластилином мы лепим только за столом.
Можно постепенно и обучающие инструкции уже включать, обязательно помня о правиле ДОЛГА. Если уж мы взялись учить и взялись руководить, ребенку мы уже бразды правления отдавать не должны! Если мы дали инструкцию, а ребенок помотал головой и уполз под стол, не выполнив ее - поздравляю, мы проиграли. Руководящий контроль - у него, не у вас. 1. Открываем рот, хорошо подумав. 2. Не даём ребенку шанса инструкцию не выполнить.
Каким образом? Да очень просто, ребенком. Поэтому должно быть просто, поэтому быстро. Отказывается убирать игрушку - взяли его рукой и убрали. Выдирает руку и кричит - ок, мы все равно не будем брать другую, пока не уберем эту. Придержим ребенка и уберем сами. Усадим на ковер с книгой. За стол - с пластилином. Пусть на доли секунды, нашу инструкцию по времени мы никак не ограничивали. Выполнил - отлично, свободен, делай чего ты там хотел.
Как на этом этапе непосредственно обучать? А так и обучать, с крох. Надень одно кольцо на пирамидку - и возьми пузыри, которые хочешь. Не надеваешь, помогу. Скинуть пирамидку на пол и схватить пузыри - нет, так не получится. Давай наденем кольцо.
И, надеюсь, вы поняли, что на этом этапе инструкции, требующие речи, давать НЕЛЬЗЯ! Почему? Да потому что тут вы сразу проиграли. Не захочет - не скажет, и ничего вы не сделаете. Да, мог бы, вы это точно знаете. Но не сказал. Взял руководство в свои руки, а вы до свидания со своим обучением. Захочу, снизойду. Когда-нибудь. Бодаться с педагогом из занятия в занятие, кто кого - это же так весело! И бодаются. Очень многие бодаются. Месяцами, годами. А всего лишь надо было - не торопиться в самом начале, заложив устойчивый и крепкий фундамент отношений.
Статья такая получилась, больше для специалистов. А если я родитель, и никого ничему не хочу учить, мне надо чтоб меня просто в быту слушались? Да все те же принципы. Взялись с сегодняшнего дня руководить - даёте простую инструкцию, в выполнении которой можете посодействовать. При необходимости содействуете. Не орете, не уговариваете, не отчитываете, не причитаете, в кого ж такой гаденыш уродился. Все эти реакции - из позиции слабого, вы же с сегодняшнего дня сила. Дали инструкцию - помогли выполнить. Не дали шанса не выполнить. Разумную инструкцию, необходимую, не из позиции - ща ты попляшешь у меня! Похвалили и вознаградили, ты отличный помощник! И дальше, малюсенькими шагами к руководству своим домашним королевством. Чуть сложнее инструкция, чуть длительней, уже не одна, а две...
О более продвинутых этапах - в следующей статье. А эту я перечитала ещё раз, и прослезилась. Опять мы вернулись к истокам. Без внутренней взрослости родителя и специалиста - опять не получится ничего. Пока есть либо неуверенность, либо самодурство от неуверенности - ничего не выйдет... Слишком уж часто приходится наблюдать либо первое, либо второе...