На месте оказалось, что заказанной нами машины нет в наличии, а в пути нам пришлось пытаться устранять поломку буквально на обочине, опираясь на инструкции по видеосвязи. Но обо всём по порядку.
Планировать наше путешествие в Дагестан пришлось в новых условиях: все привычные международные сервисы бронирования оказались недоступны. Впрочем, с арендой машины они бы всё равно не очень помогли. Тут всегда была своя региональная специфика - очень популярна была одна из зарубежных соцсетей. А после её ограничения многие предложения перешли в российские ресурсы. Прокатчикам пришлось осваивать новые схемы. И нам тоже.
Выбор проката
В интернете можно найти сайты нескольких прокатных контор, одна из них - в аэропорту. По моим ощущения, цены - выше рынка. На 500-1000 рублей дороже. Поэтому мы отправились на Авито.
Объявлений о сдаче машины в аренду здесь довольно много. Чаще всего предлагают Лады Гранты и Хёндай Солярисы, но есть и другие варианты.
На цены в объявлениях особо ориентироваться не стоит. Во время разговора, скорее всего, назовут сумму выше, чем в объявлении. Но можно поторговаться.
А вот что стоит почитать, так это отзывы. Понятно, что к ним тоже нужно относиться критически, но от этого хотя бы можно отталкиваться, ведь по сути бронирование - исключительно на доверии. Даже если хозяин поклянётся, что заказанный автомобиль в нужный день будет вас ждать, не факт, что своё обещание он сдержит.
Итак, сначала я прошлась по объявлениям и отзывам и отобрала несколько, вызывающих наибольшее доверие.
После этого Кирилл обзвонил всех владельцев. Вопросы всем задавал одни и те же:
- 1. Есть ли в наличии на нужные даты авто с АКПП?
- 2. На каком она топливе работает (в Дагестане очень распространены машины на газовом топливе, оно существенно дешевле бензина)?
- 3. Стоимость аренды и размер залога.
- 4. На каких условиях возможна подача в аэропорт.
В итоге мы остановили на Солярисе, нас заверили, что машина достаточно новая - 2019 года выпуска.
Топливо - бензин и газ. Мы озвучили примерный маршрут, хозяин сказал, что на седане мы везде сможем проехать, проблем с заправками не будет.
Цену нам озвучили 2000 рублей в сутки (напомню, дело было в марте, а бронировали мы на вторую половину апреля). Ладу на тот момент можно было взять и за 1500. А один из владельцев Ниссан Альмера (автомат, бензин) и вовсе готов был снизить цену до 1600, так что торговаться можно пробовать.
Размер залога почти стандартный для этих мест - 5000 рублей. Если штрафов с камер на дороге нет, возвращают при сдаче автомобиля.
Можно заказать подачу машины в аэропорт, но в этом случае нужно будет либо отвезти водителя обратно до офиса, либо заплатить за такси для него. На мой взгляд, условия странные. Но если вы не собираетесь задерживаться в Махачкале (а многие так и делают), то вариант вполне рабочий. Мы всё равно планировали осматривать город, так что от него отказались.
Получение машины
В качестве аванса при бронировании мы перевели хозяину машины 2000 рублей (это 10 процентов от суммы, которую мы должны были заплатить в итоге). Повторю, всё на честном слове. Но компания работает давно - про залог были комментарии даже двухлетней давности. Это не насторожило.
В назначенный день мы написали хозяину, что едем. До этого момента общались в вотсапе, а тут он перестал отвечать. Что ж, звоним. Оказывается, он уронил телефон и временно не может отвечать на сообщения. Ну, бывает. Уточнили адрес, приезжаем.
На месте выясняется, что нашей машины... нет: предыдущий клиент не вернул, продлил аренду.
-Я нашёл другую машина, - говорит хозяин, - но она совсем новая, а потому стоит 3000 рублей.
Ну ничего ж себе, подумала я, но даже сказать ничего не успела.
-Вы, - говорит, - не волнуйтесь: для вас цена остаётся прежней, я владельцу этой машины сам буду доплачивать. Но когда вашу машину вернут, давайте тогда поменяем.
Мы согласились с условием, что машину пригонят туда, где мы будем через четыре дня находиться.
Мы подписали договор, заплатили за весь срок аренды и отдали залог. Стоит ли говорить, что всё опять на честном слове? Деньги можно перевести на карту или отдать наличными. Никаких чеков, разумеется.
Важный для многих автомобилистов момент: КАСКО нет, только ОСАГО. Если для вас это принципиально, уточняйте при бронировании.
Аренда и форс-мажор
В общем-то, к самой машине претензий нет: она, действительно, была новая - меньше 4000 километров пробега. Но в один "прекрасный" момент что-то произошло и отключился кондиционер. Я съехала с дороги на площадку рядом со стройкой на окраине аула Чох. Заглушила двигатель - и всё, снова завести не получается.
Оба мы в технике не разбираемся вообще! Ну, открыли капот, стоим, смотрим. Надо сказать, что местные жители проявили живейшее участие в нашей проблеме. Все, кто ехал мимо, останавливались. Постепенно, мне показалось, вокруг машины собрались все, кто в этот момент работал на стройке! Нам предложили пойти посидеть в вагончике, напоили чаем.
При этом реально хоть сколько-нибудь понимал в машинах водитель Камаза Юсуф (отличный мужик из деревни Кегер - персональный привет ему!). Он проверил предохранители, позвонил своему знакомому, обсудил с ним варианты - ничего не помогало.
Кирилл тем временем связывался с прокатной конторой, а потом и с непосредственным хозяином машины.
Дальше начались попытки привести автомобиль в чувство. Рабочая гипотеза была такая - в горах из-за неустойчивой связи заглючил датчик ГЛОНАСС.
По видеозвонку в ватсапе электрик из Махачкалы объяснил Юсуфу, как снять устройство. Но и эти манипуляции не помогли.
Спустя два с лишним часа на жаре, мы (по согласованию с владельцем) оставили машину на дороге и двинулись в соседний Гуниб, где у нас было забронировано жильё. До дома легко добрались на попутке - первая же машина довезла нас почти до места.
А тем временем ремонтная бригада выехала из Махачкалы. Это больше трёх часов в пути. Ребята приехали, больше часа чинили машину (без нас), и пригнали её нам к дому где-то уже после полуночи.
В общем, считаем, что легко отделались: сильно сгорели руки и лица, но зато мы оценили отзывчивость и доброжелательность дагестанцев! А на этой машине мы в итоге так и проездили до конца отпуска.
Возврат
С возвратом мы немного задержались: проскочили нужный съезд на Махачкалу, для разворота пришлось делать большой крюк. Изначально оговаривалось, что просрочка будет стоить 300 рублей в час. Мы опоздали на полтора часа, но с нас этих денег не взяли.
Возвращали машину с полным баком, АЗС была прямо рядом с пунктом проката.
Осмотрели машину довольно бегло, царапки не искали, ни к чему не придирались. Залог вернули сразу же.
Нас предупредили, что перед сдачей машину нужно будет помыть. У нас не было ни времени, ни желания этим заниматься, поэтому мы сговорились отдать дополнительные 500 рублей за мойку. Но если не хотите тратиться - в Дагестане очень много моек самообслуживания.
Любопытно, что тот человек, который взял в аренду изначально предназначенную нам машину, к этому моменту так её и не вернул. Мы поинтересовались у хозяина - почему с него не взял дополнительную плату, чтобы компенсировать свои убытки? И услышали в ответ: так не принято!
Выводы
Главный вывод: передвигаться на машине по Дагестану можно. Даже на седане можно доехать до самых раскрученных мест. Дороги оказались лучше, чем я думала. Хотя грунтовок, конечно, хватает. В целом, внедорожник всё же предпочтительнее.
Манера вождения у местных, конечно, специфическая, но после Абхазии было нормально. Главное - мы ни разу не столкнулись с агрессией в свой адрес.
Сотрудники ГАИ остановили нас лишь однажды - проверили документы. По сравнению с той же Абхазией отношение очень лояльное. Но мы и не нарушали.
Заметили, что за пределами Махачкалы и Дербента женщин за рулём мало.
Подводя итог, коротко плюсы и минусы нашего опыта аренды автомобиля в Дагестане.
Плюсы
Все, кто сдаёт машины в аренду, готовы подсказать, какие места стоит посетить, рассказать о нюансах и особенностях передвижения. Всё это искренне и подробно.
Вполне можно найти не убитую машину в хорошем состоянии.
Цены, думаем, в сезон будут выше, но пока они вполне приемлемы - сопоставимы с другими регионами.
Минусы
-Никаких гарантий при бронировании, кроме обещания. Нам повезло - наш хозяин повёл себя ответственно, не подвёл нас. Но я читала, как в подобной ситуации владелец авто просто перестал выходить на связь, и арендаторы остались без машины в разгар сезона.
-Необходимость изучать множество объявлений на авито. Бронировать через агрегатор было бы гораздо удобнее: там задал нужные параметры и получил все варианты.
-Расчёт переводом или наличными. Опять же, никаких гарантий и никакого кэшбэка.
Если соберётесь в Дагестан, рекомендуем ребят, с которыми мы имели дело: Шахбан (компания Патриот на Амет-хана Султана, 11/4) и Джамбулат (владелец машины, на которой мы ездили).
Мы очень довольны. Нас не подвели, не бросили при поломке (которая с любым может случиться). Всё от души!