Первый маркетплейс в привычном нам понимании (компания eBay) появился на рынке 27 лет назад. В 2022 году маркетплейсы – один из самых популярных посредников между продавцами и покупателями. Широкий выбор, удобство и простота использования, возможность сравнивать цены и выбирать товары из сотен вариантов – всё это повысило востребованность маркетплейсов на рынке и сделало их основным каналом для торговли.
В этой статье разбираемся, что такое маркетплейс, рассказываем о плюсах и минусах самых популярных интернет-площадок и выясняем, какие из них наиболее удобны для сотрудничества. В конце приведем инструкцию «как начать продавать на маркетплейсе» на примере СберМегаМаркета.
Содержание:
Что такое маркетплейс
Маркетплейс – торговая площадка или интернет-платформа, которая продает самые разные товары и услуги. Для лучшего понимания принципа работы, отметим, что у маркетплейсов нет собственной продукции, только та, которую размещают продавцы. И вытекающее из первого пункта: маркетплейсы и интернет-магазины – это не одно и то же, чуть позже разберем этот вопрос более подробно.
Теперь поговорим о видах маркетплейсов. Выделяют: вертикальные, горизонтальные и глобальные маркетплейсы.
Коротко о каждом:
Вертикальные – продают товары и услуги из разных источников, но одного типа. Такие маркетплейсы сами определяют ценовую категорию товаров и услуг, а продавцы подстраиваются под это ценообразование. Примеры вертикальных маркетплейсов: Яндекс.Такси, онлайн-школа Skyeng, Lamoda.
Горизонтальные – продают товары и услуги одной направленности. Отличительные черты горизонтального маркетплейса: широкий выбор продавцов; ценообразованием занимаются продавцы, а не площадка. Пример горизонтальных маркетплейсов: биржа Kwork, сервис UpWork.
Глобальные – крупнейшие торговые площадки, которые продают самую разную продукцию – от керамических изделий ручной работы до цифровой техники. Примеры глобальных маркетплейсов: Amazon, Ozon, Wildberries, Aliexpress.
Как работают маркетплейсы
Принцип сотрудничества с маркетплейсами примерно следующий:
· Продавец привозит на склад маркетплейса оптовую поставку товара, который хочет продать;
· Продавец выкладывает картинки услуг или товаров и их краткое описание на сайт маркетплейса;
· Пользователи заходят на площадку и оформляют заказ;
· Через определенное время, прописанное в договоре (про условия сотрудничества с разными маркетплейсами и комиссию с продаж поговорим далее), маркетплейс выплачивает заработанные с продажи деньги.
Про плюсы и минусы
Начнем с плюсов:
· Проще, чем интернет-магазин: в большинстве случаев не нужно арендовать или покупать склад, разрабатывать систему логистики и систему оплаты, контактировать с транспортными службами. Все эти задачи маркетплейс берет на себя. Продавцу необходимо только предоставить товар.
· Большой поток трафика, а следовательно, больше возможностей: через маркетплейсы можно выйти на международный рынок или вывести свою продукцию в топ без дополнительных расходов на продвижение и рекламу. В день через маркетплейсы проходит миллионы пользователей, даже при внушительных суммах, затраченных на рекламу локального интернет-магазина, добиться таких же охватов и посещаемости очень трудно.
Минусы:
· Комиссия. Размер комиссии на разных торговых площадках доходит до 70%. Если у вас маленький бренд с продукцией ручной работы и небольшим товарооборотом, продавать на маркетплейсах с такой комиссией совсем не выгодно.
· Конкуренция. В плюсах мы упомянули огромный поток покупателей, проходящих через маркетплейсы. С продавцами ситуация похожая. Одну категорию товаров продают десятки, а иногда сотни продавцов. Выделиться среди них и заинтересовать покупателя именно своим товаром очень сложно: либо снижать стоимость, либо доплачивать маркетплейсу, чтобы продвинуть свой магазин в топ.
· Правила маркетплейсов. Продавцы напрямую зависят от правил, установленных на торговой площадке. Устроить распродажу или наоборот отказаться от распродажи, которая по плану на маркетплейсе – не получится. За нарушения штрафуют или даже блокируют.
Требования к упаковке
Продавцам, которые только собираются выходить на маркетплейсы, стоит обратить внимание на требования торговых площадок к упаковке.
У каждого партнера они индивидуальные, мы приведем только общие:
- Чистая упаковка без повреждений;
- Плотная и надежная фиксация продукции, упакованной в коробки;
- Исключение несанкционированного вскрытия упаковки без ее повреждения;
- При размещении грузов на паллетах, центр тяжести располагать как можно ближе к центру;
- Наличие маркировки на упаковке.
Отличие от интернет-магазинов
Маркетплейс и интернет-магазин на первый взгляд действительно похожи. Особенно для покупателя. Алгоритм действий: выбор товаров, оформление заказа, выбор способа доставки и оплата, практически не отличается.
Отличия маркетплейсов и интернет-магазинов заметны скорее продавцам. Мы выделили два основных:
1. У маркетплейсов нет своих товаров. Всё, что представлено на площадках принадлежит продавцам.
2. Механизмы оплаты и доставки, проще говоря – организация торговой деятельности. Маркетплейсы предоставляют продавцам готовые механизмы: непосредственно торговую площадку и отлаженные системы оплаты и доставки. Продавцам нужно просто заключить договор и предоставить товар.
Рейтинг маркетплейсов
Итак, мы разобрались в принципах работы маркетплейсов и выяснили их плюсы и минусы. Теперь поговорим о конкретных и самых популярных интернет-платформах. Кратко расскажем об их преимуществах и недостатках и приведем рейтинг торговых площадок среди пользователей.
Актуальный рейтинг маркетплейсов на 2022 год выглядит так:
1. Wildberries
2. Ozon
3. Яндекс.Маркет
4. СберМегаМаркет
5. Aliexpress
6. Amazon
7. Kazan Express
8. СДЭК.МАРКЕТ
9. Lamoda
10.Joom
Подробнее остановимся на маркетплейсах, занимающих первые четыре строчки рейтинга. Разберем принцип их работы и особенности.
Полную статью читайте на нашем сайте: https://vurtis.ru/entsiklopedia/post/chto-takoe-marketplejs