Найти в Дзене

Вертикальные свитки китайской живописи с многогранной "перспективой наблюдения".

В китайской живописи было изначально несколько типов композиции вообще:

Вертикальные свитки предназначались для созерцания с относительно большого расстояния. Ими украшали стены дворцов или храмов.

Горизонтальные свитки предписывалось держать в руках, и, последовательно разворачивая, наблюдать за развитием композиции, изображенной на свитке, как при чтении книги.

Альбомные листы были удобны для тем, не предполагающих сюжетного развития, и предназначались для интимного созерцания полотна.

Наполненный глубоким символическим смыслом, китайский пейзаж никогда не был точной копией какой-либо местности. Художники писали на своих полотнах не только реальные “горы и воды”, но и сокрытые в них идеальные пространства. Китайцы с древности поклонялись горам и водам как святыням. Мир, увиденный глазами китайского художника, требовал построения пространства по своим особым законам. Наблюдая натуру с разных позиций и углов зрения, взгляд художника перекраивал картины мира, творя богатство художественных форм. Композиционный строй картины и особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а лишь его малой частью.

Иногда картина рождалась в воображении художника и не была связана с каким-то определенным местом или ландшафтом. Такие картины называли “Пейзаж собственного сердца”.

Речь идет об изображении обобщенной модели мира, образа, запечатленного художником. Нет установки на передачу реального сходства с конкретным местом, и такой пейзаж не писался с натуры.

В живописи “гор и вод” природа предстает величественной и необъятной, дальний план обычно поднят очень высоко, поэтому дальние предметы оказываются самыми высшими, передний план обычно отделен от заднего группой скал или деревьев. Чувство простора создается ритмом, повтором, туманной дымкой или водной гладью, как бы отдаляющей на огромное расстояние и смягчающей линии дальних предметов.

Картины, - где есть как бы "много всего", в этом случае используется не один центр композиции, а сразу несколько. Выстраивание пространства происходит таким образом, что каждая часть свитка имеет свой другой центр, это так называемая "рассеянная перспектива", - соединение нескольких точек наблюдения в одном свитке. Точка отсчета, центр, - перемещается, и на разные элементы изображения глаз смотрит, меняя место. Взгляд как бы может переноситься на "большие расстояния", визуально, подниматься на горные вершины или опускаться в ущелья, восприятие зрителя расширяется, и он путешествует по картине вместе с художником. Это дает ощущение иной, духовной реальности.

Итак, есть свиток неизвестного автора в Британском музее:

-2

А теперь представьте, что плоскость свитка наклоняется от вас и все становится вот таким:

на 2 минуте если перемотать сразу будет "3Д" путешествие внутрь картины с движением даже, это очень красиво:

Желаю всем хорошего настроения)))