Доброго всем дня. Я уже писала про бредовые идеи в анамнезе как симптоматику, сейчас озвучу ещё одну проблему нашу. За последние несколько дней наблюдений и попыток направить ребёнка в нужное русло, произошли события, которые очень наглядно показывают проблемы в волевой сфере. А они являются неотъемлимой частью нашего заболевания и вообще этого заболевания. Поэтому хочу описать конкретные ситуации, где явно видны расстройства волевой сферы.
Вы читаете дневник матери подростка с психическим заболеванием.
Что такое воля? Статья с сайта одного лечебного заведения утверждает так: "Воля — способность к планомерной, организованной деятельности, направленной на достижение сознательных целей. " И соответственно, если есть расстройства воли, то они все будут связаны с проблемами во всех этих спектрах, и в планомерности, и в организованности, в достижении целей и в самих целях. Это касается почти всех аспектов нашей жизни, ушла только гиперактивность, которая в своё время послужила поводом обращения к врачам.
Итак, сама конкретная ситуация. Как я писала ранее, ребёнок приболел в санатории и по приезде было понятно, что не долечился, сильная какая-то инфекция. Сразу пошли в поликлинику, где был поставлен ларингит и назначено лечение, которое состоит в основном из кучи рассасываемых таблеток и местных антисептиков. Ничего особенного, а сын уже напридумывал себе операцию на связки. Ну и режим тишины. У врача сын сидел с нищасным видом, соглашался, потому что действительно говорить громко и откашливаться больно и вообще болезнь неприятная. Лечение расписано на 7 дней. Ребёнку не 5 лет, когда он ничего не понимает и приходится следить за лечением, не отходя от него, а уже полноценный гражданин с паспортом и ответственностью за своё здоровье. Как только приехали домой от лора, закупили лекарства, расписали, что когда принимать и начали лечение. Ну как начали. Первую порцию лекарств ребёнок с вожделением принял и, видимо, посчитал, что здоров, потому что следующее через час он с трудом съел из моих рук уже, хотя блистер лежал рядом с ним и все указания были озвучены. В общем, каждый час пришлось напоминать, а потом уже впихивать лекарство. Учителям объяснили про режим тишины, сидел молча, писал и решал, ему же лучше - думать меньше надо. Я дома не постоянно, работаю, и без меня он ничего больше не сделал. К вечеру ему полегчало, конечно. Но впереди ещё 6 дней приёма лекарств по расписанию, полосканий и режима тишины. На следующий день произошёл конфликт с братом, крику было... Причём, мой крик перебивал его: "У тебя режим тишины, тебе будет хуже, без голоса останешься!", на что сын орал: "Это вам плевать на меня и на моё здоровье, потому что вы заставляете меня орать!". Не поспоришь! Орал специально, когда уже было видно, что конфликт исчерпан, зная, что потом будет очень больно. Здесь важнее было показать недовольство другими, идентифицировать своё "Я" , чем позаботиться о себе. Нет, это не подростковый максимализм, это то, что невозможно остановить и объяснить. Мне есть с кем сравнивать. Конечно, горло он порвал, поехал на курсы, обещал молчать, взял блистер с лекарствами. Вечером встретились с ним в храме на исповеди, блистер был не тронут. "Да,да, сейчас." И ничего. Сегодня встал без голоса. Смотрим, получил ли урок. Пока я где-то рядом, в подпихиваю лекарства, он не против, кушает, когда в рот кладёшь. Сам не может. Не не хочет, а не может, трудно ему понять, что существуют необходимые вещи, мотива нет потому что, он его представить даже не может, не может осознать смысл цепи действий, которые приведут к выздоровлению. Не путайте с подростковым максимализмом - нормотипичный подросток вам распишет цепь событий, как и что он будет делать и для чего. Мой сын не распишет, он потеряется. Но оговорюсь, что такие а-волевые ситуации для меня сродни эмоциональным всплескам. Т.е. они как приступ. День есть, день нет. Это был пример, как сын не может добиться цели.
Другая ситуация, кардинально противоположная, когда у него есть мотив, но нет средств к осуществлению цели, ни моральных, ни физических, но сама цель есть и она крайне вожделенна. Тоже конкретный пример. Сына позвали родственники поехать в другой город. Мне-то праздник, как всегда, а ему опыт и развлечение, всё лучше, чем в четырёх стенах тупить, и родственные связи необходимо поддерживать. На тот момент мы были за городом. Об отъезде он узнал вечером за сутки до отправления поезда, и конечно, началось, он подорвал всех бегать и искать его вещи, вообще думать, что ему с собой брать, потому что сам он сообразить не мог, а нам "плевать всем на меня, а вы не помогаете и вообще никакой поддержки от вас!", вместо того, чтобы подумать, что взять, оплатить билет, какие-то документы собрать. Честно, в тот момент спорить не хотелось, и сыну удалось за два часа построить семьи с нашей стороны и с той стороны, что всё было собрано и готово. Он висел на телефоне с тремя людьми одновременно, договаривался, обсуждал, руководил процессом оплаты билета, так тоже свои нюансы были. И уже к ночи мы были с ним в городе, он носился искал оставшиеся вещи, интересовался, как упаковать лучше, включил электровеник, короче. Он совершенно спокойно отнёсся к тому, что я его на вокзал не повезу, сам поедет и встанет в 5 утра. Довезла в результате, жалко его было в рюкзачищем. Но практически все сборы были сделаны руками и усилиями других людей, сын только бешено руководил. "Где это, где то?" Если что-то не мог найти, все были виноваты, не поддерживали, плохо к нему относились. Конечно, потому что цель всего кипиша - идентификация своего "я". Сама я подростком, к примеру, когда собиралась куда-то с мамой, и мне было лень собираться, просто спихивала на неё заботу о сборах, и молча занималась более интересными мне делами. А если без неё, то собиралась сама, периодически интересуясь, что ещё можно взять. Да, можно поругаться, но объяснить причину, почему что-то не так. Ну это логично какбэ. Младший делает так же, не строит никого, чтобы достичь цели. А у старшего на первом месте внимание к своей персоне, быть на виду, быть значимым. Скорее всего, он заземляется так, чтобы быть ближе к действительности. Это был пример, как он может добиться цели с нуля. Опять же такой энтузиазм сродни приступу. Половиной вещей он так и не воспользуется, а что-то ему кто-то обязательно испортит.
Опыт приходит, но медленно. Перед санаторием была истерика по поводу обуви. Он хотел брать красивую белую, но тяжёлую, а ему впаривали некрасивую серую, зато удобную и лёгкую. Он считал, что проще купить там новую. О как. Еле уговорили и утрамбовали. В общем, весь отдых ребёнок ходил в некрасивой обуви и счастлив, и больше белую не хочет особо, потому что приходилось протирать салфетками каждые 100м, чтобы было красиво. Это был пример, когда разум победил.
Это не подростковый максимализм, это не характер. Если вы будете его спрашивать, как и что нужно делать для достижения новой цели, он потеряется и уведёт вас в другие темы, которые планомерно приведут к теме важности его личности. В повседневной жизни нам встречаются манипуляторы с похожими действиями, но они вам всё объяснят логически.
Похожие ситуации с недобором и перебором мотивации у нас случаются не скажу, что часто, но они есть. И всё яснее заметно отсутствие звеньев цепи от начала до достижения цели. Конечно, расстройства воли проявляются не во всех аспектах и не всегда, но они есть. Пытаюсь приучать его делать вещи без понимания, на автомате, просто потому что так делается. А с моральной поддержкой он вообще хорошо чего-то добивается. Недавно получил победителя в одном из федеральных конкурсов - за исследование.
В следующий раз попробую написать про общение с врачами. А на сегодня - спасибо за внимание.