Массами людей управляют через средства массовой информации. Но они этого не видят. Почему?
Разберем одну из фундаментальных технологий управления – кино. Через фильмы за счет визуальных образов лучше всего закладывают модели поведения и мировоззрение. Но мы к этому так привыкли, что не замечаем очевидной пропаганды.
Эффект замыленного глаза (привыкание)
Эффект замыленного глаза – это «мертвая зона» внимания. Когда мы привыкаем к чему-то настолько, что перестаем критически к нему относиться.
Это свойство мозга – привыкать, например, многие не увидят ничего выбивающегося из логики в этом ряде:
«1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет… 20 лет, 21 год, 22 года.»
Просто числа, кажется ничего странного.
Но странно то, что 2, 3 или 4 мы говорим «года», а 5, 6, 7 и т.д. уже почему-то «лет». А иностранец, изучающий русский язык, заметит странность, и ему придется это учить:
- Ок, как будет 20?
- Двадцать
- 20 - двадцать, 30 - тридцать, 40 - четыредцать...
- Нет, сорок.
- Откуда слово "сорок"?
- Не знаю, просто "сорок"
- Ок, дальше, 50 - пятьдцать...
- Нет, с пятерки начинаем добавлять "десят" в конце. 50 – пятьдесят
- Странно, но ок, 60 - шестьдесят, 70 - семьдесят, 80 - восемьдесят, 90 - девятьдесят...
- Нет, девяносто
- Откуда слово "сто"?
- "Сто" - это 100
- ДевяноСТО идет перед СТО? А как будет 200?
- Двести.
- Значит, 300 - тристи, 400 - четырести...
- Нет, 300 - триста, 400 – четыреста
- Хорошо, 300 - триста, 400 - четыреста, 500 - пятьста...
- Нет, 500 - пятьсот
Наверняка многие до конца не замечали всю нелогичность даже в числительных. Это из-за многократного повторения, в жизни мы постоянно встречаемся с числами. И привыкаем.
С детства мы смотрим фильмы с пропагандой алкоголя и табака, которую добавляют в 90% кинокартин. Это сотни и тысячи фильмов. В итоге также перестаем замечать нелогичность этих сцен.
О какой пропаганде речь можно примерно понять тут:
Принюхались
Аналогично происходит не только на уровне абстракций, но и на физическом уровне.
Если долго находиться в дурно пахнущем помещении, то через время перестаешь чувствовать запах, что называется «принюхался». Представьте, люди с рождения находятся в помещении c плохим запахом и свежим воздухом не дышали никогда. Вы заходите туда, и говорите о плохом запахе, но люди вам не верят. Они ничего не чувствуют. Доказать им, что в помещении плохо пахнет невозможно. Они это не почувствуют пока они не выйдут на свежий воздух.
С фильмами и пропагандой алкогольно-табачных ядов аналогично. Общество этим обрабатывают уже около сотни лет. И общество «принюхалось».
Тесные ботинки
Другой способ объяснить, с этим сталкивался каждый.
Большинство людей не чувствуют многие ужасы нашей жизни, и пропаганда в СМИ лишь часть. В потере чувствительности нет ничего необычного. Это видно на примере. Если одеть тесные ботинки и проходить в них несколько часов, то мозг отключает сигналы о неудобстве. Вы вроде бы чувствуете себя, как обычно, забываете о тесной обуви. Но насколько вам было плохо в ботинках вы узнаете только когда снимете их.
«Если хочешь что-то спрятать, спрячь на видном месте»
Видимое постоянно перестает замечаться, и даже очевидное перестает осознаваться. Попробуйте отгадать, о чем речь:
Прямо сейчас вы видите нечто. Вы это видели всегда с самого рождения. Куда бы вы не посмотрели, вы это видите. Вы можете крутить головой и глазами, вы видите это всегда. Но не замечаете. Так как ваше сознание привыкло игнорировать это. Это не воздух, это куда прозаичней. Более того, это загораживает вам часть обзора, но сам факт помехи вы не замечаете никогда. Мозг привык с самого рождения это игнорировать. Что загораживает вам обзор? Я бы посоветовал подумать об этом, а в следующем абзаце ответ.
Мы узнали, что это нечто видно всегда. Оно даже мешает смотреть. Оно очевидно, но заметить его все равно трудно. Даже когда вам говорят, что это загораживает обзор. Пропаганда ядов в кино лишь часть такого очевидного, что многие не видят потому, что привыкли. Аналогично и с вашим носом, который вы видите боковым зрением всегда, но никогда не замечаете. Именно о нем эксперимент. Стоит только несколько минут обращать на него внимание, привыкнуть его видеть, как он начнет мешать. Также и с пропагандой в кино, стоит ее осознать, и смотреть фильмы станет невозможно.
Ответ на загадку и еще одна «штука»:
Семантическое насыщение
Мы не осознаем не только числительные, но даже слова, которые используем. У многих было так, что при многократном произнесении слова оно как бы теряет смысл – это называется «семантическое насыщение».
Слово становится незнакомым, перестает означать закрепленное за ним явление. Разрушается сформированный стереотип восприятия и слово осознается заново. Если раньше вы пользовались им автоматически через «рефлексы» или бессознательное (подсознание), то после многократного повторения вы пользуетесь им сознательно. Поэтому вы смотрите на него, как в первый раз и оно кажется таким необычным.
Для осознания пропаганды в кино необходимо внимательно посмотреть на сцены с алкогольно-табачными ядами. Вы поймете, что они не случайны.
Отчасти курсы трезвости строятся на этом подходе. Там учат внимательно через сознание «посмотреть» на алкоголь с табаком в своей жизни. И это освобождает от «рефлексов», сформированных фильмами. Что позволит освободиться от бессознательного «стереотипа» тяги к ядам. По правильному это называется освобождение от запрограммированности (также статья покажет о какой кинопропаганде идет речь).
Запрограммированность на алкоголь и табак создает впечатление естественности сцен. Хотя все понимают, что эти яды наносят вред обществу, но из-за непонимания, как работает пропаганда, люди не видят в этих сценах неестественного.
«Синдром утенка»
Видимое с детства как бы «впитывается» в психику и становится «родным». Есть даже «синдром утенка», когда утенок воспринимает мамой первый увиденный движущийся объект. А потом не может от него отвязаться. По-моему, это часть психологического явления «запечатление» (импринтинг).
«Синдром утенка»
Любовь к родине и даже к родителям объясняется этим, а не генетикой. Каждый человек родился и воспитался в своей стране. Он ее видел (запечатлевал) всю жизнь в процессе взросления. Поэтому он больше всего любит ее, ведь она оказала на его личность большое влияние.
Также «синдром утенка» приводит к тому, что первая полученная информация на какую-либо тему считается правильной и единственно верной.
Но особенность эффекта в том, что изменить «впечатанное» в сознание очень трудно. Это одна из основных причин, почему люди не осознают пропаганду в кино. Ведь пропаганду ядов они видели всегда – в 90% фильмов и даже в детских мультиках. Из-за этого трудно понять, что это не что-то естественное, а вредная информационная закладка. Им кажется, что алкогольно-табачные сцены должны быть, просто потому что они должны быть.
Этому не учат в школе
В школе не преподают информацию о технологиях пропаганды, и не говорят, что в кино специальная пропаганда ядов. Но многие думают, что школа дает кругозор. Поэтому выйдя из школы люди думают, что этого не существует, раз в школе им об этом не говорили. Школа лишь создает иллюзию кругозора, на самом деле это узконаправленное знание.
Низкая компетентность
Замечали, что многие люди «эксперты» в том, что они никогда нормально не изучали? С кем ни поговори, все разбираются в политике, психологии, бизнесе, пропаганде СМИ, как делается кино и т.п.
Большинство людей думают, что разбираются в пропаганде. Поэтому они уверены, что осознают ее и делают правильные выводы. И ими СМИ якобы не манипулируют.
Есть даже эффект «уверенного новичка», объясняющий этот принцип:
Эффект Даннинга-Крюгера – новички делают ошибочные выводы, но не осознают это из-за неполноты знаний
Логика такая: я уверен, что все осознаю, но не вижу манипуляций, следовательно, их нет. Но манипуляция – это скрытое от сознания управление.
Низкая квалификация не позволяет им осознать, ведь они думают, что уже осознают, если не все, по почти все. А на самом деле многие осознают почти ничего.
Как осознать пропаганду?
Для осознания нужно всего лишь обратить внимание человека на неосознаваемое. Изучение приемов пропаганды позволяет это сделать.
Многие не понимают, как делается кино. Что для него важно, а что нет. Поэтому не понимают, что сцены с алкоголем и табаком неважны. Осознать это можно через изучение «продакт плейсмента» (это называют «скрытой рекламой») обычных товаров. Это очевидно и доказано специально добавляют в кино. В сборнике первые статьи посвящены именно ему:
Это все лишь мое мнение, своим можете поделиться в комментариях.