- Опросы показывают, что только 30% родителей разговаривают со своими детьми про деньги. Надо ли давать ребенку деньги? Полезно ли платить детям за хорошие оценки и помощь по дому? Сегодня обсуждаем эти и другие важные вопросы.
- Отношение взрослых людей, родителей, бабушек и дедушек к вопросу о том, когда и для чего давать деньги детям, очень разное.
- Самый первый вопрос, который родителям важно обсудить вместе с ребенком: Откуда в семье появляются деньги?
Опросы показывают, что только 30% родителей разговаривают со своими детьми про деньги. Надо ли давать ребенку деньги? Полезно ли платить детям за хорошие оценки и помощь по дому? Сегодня обсуждаем эти и другие важные вопросы.
Отношение взрослых людей, родителей, бабушек и дедушек к вопросу о том, когда и для чего давать деньги детям, очень разное.
Одни из них выступают категорически «против» того, чтобы дети имели карманные деньги и тратили их на конфеты, чипсы, жевательную резинку и прочие ненужные, а иногда и вредные для здоровья покупки.
Другие так же категорически отстаивают право детей получать от родителей карманные деньги. Один из аргументов, который приводят сторонники детских карманных денег, – чтобы ребенок не выделялся среди своих сверстников: ведь сегодня многие дети имеют карманные деньги и что-то покупают себе сами.
В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать своим детям, в зависимости от возраста, определенное количество карманных денег, как это делают, например, в Германии.
20% российских родителей вообще против такой статьи расходов в семейном бюджете.
15% родителей опасаются, что деньги портят детей, провоцируя их на бесконтрольные, а порой и вредные покупки — от фастфуда до алкоголя.
Еще 5% родителей не верят в способность своих детей грамотно распоряжаться финансами.
Остальные 80% российских пап и мам все-таки ежемесячно выделяют детям определенную сумму на личные расходы. Примерно каждый пятый ребенок в России получает около 500 рублей в месяц, а 3% детей — более 5 тысяч рублей.
Семьи, в которых растут дети, очень разные. В одной семье живут мама, папа и дети. В другой семье живут вместе мама, дети и бабушка с дедушкой. В третьей семье живут мама с маленьким сыном. В четвертой — живут мама с маленькой дочкой и со взрослым сыном-студентом.
Все эти семьи живут по-разному, потому что у каждой семьи свой доход, то есть сумма денег, которую семья регулярно каждый месяц получает. Доход семьи может состоять из заработной платы, пособия, пенсии, стипендии. Их размер тоже сильно отличается в разных семьях.
Большая часть семей с детьми живут очень скромно и экономно.
И все-таки как родителям поступать? Давать или не давать ребенку карманные деньги? Прежде всего, родителям надо понять, что финансовое воспитание детей в семье начинается не с этого вопроса.
Самый первый вопрос, который родителям важно обсудить вместе с ребенком: Откуда в семье появляются деньги?
Взрослые зарабатывают деньги своим трудом. Расскажите своим детям:
- Где Вы работаете?
- Что Вы делаете на работе?
- Какие знания и умения Вам нужны для своей работы?
- Сколько денег Вы получаете за свою работу?
- Трудно ли вам работать?
- За что вы любите (или не любите) свою работу?
После этого спросите у ребенка, знает ли он, например:
- Что делает врач?
- Что делает строитель?
- Что делает пожарник?
- Что делает художник?
Список профессий можете продолжить сами, а еще лучше если его продолжит сам ребенок.
Спросите у ребенка, как он думает, какая работа самая трудная? Почему? Может быть, ваш малыш расскажет вам, кем он хочет стать, какая профессия его привлекает и почему. Конечно, он еще много раз передумает и изменит свои интересы и мечты. Но разговаривать с ребенком об этом нужно с самых ранних лет.
Объясняйте детям, что любая профессия требует от человека определенных знаний, умений и способностей, которые надо усердно развивать в себе изо дня в день. Вот почему первая обязанность ребенка – развивать свои способности, учиться выполнять свои обязанности дома и в школе.
Говорите чаще по душам с ребенком про свою работу. Дети ждут от нас таких разговоров.
Вовлекайте детей в финансовые «игры на ходу». Что это такое? Это простые, но очень эффективные для детского развития игры, которые вы придумываете сами, на ходу. Как это сделать?
К примеру, вы идете с ребенком по улице. Предложите ребенку остановиться на пару минут и внимательно понаблюдать, кто трудится вокруг, чьи результаты труда вас окружают?
Отвечайте на эти вопросы по очереди: сначала вы, потом — ваш ребенок (так ему легче понять, как действовать). К примеру, вы говорите: «Я вижу результаты труда пекарей. Это вкусный хлеб в пекарне, возле которой мы сейчас стоим».
Ребенок может продолжить: «А я вижу результаты труда строителей. Это большие красивые дома перед нами». И так продолжайте до тех пор, пока ребенку будет интересно.
Или зайдите с ребенком в любой магазин по пути домой и предложите ему рассказать: кто потрудился, чтобы люди могли купить в магазине пакеты с молоком? Фермер, который разводит коров и получает от них молоко; рабочие молочного завода, которые разлили молоко фермера в пакеты; водитель машины, который привез пакеты с молоком в магазин.
Кто потрудился, чтобы люди могли купить в магазине хлеб? Фермер, который вырастил пшеницу; рабочие хлебного завода, которые приготовили муку и выпекли булки; водитель машины, который привез булки в магазин.
Чем старше становится ваш ребенок, тем более сложные вопросы включайте в ваши «игры на ходу»: Кто потрудился, чтобы люди могли купить автомобиль, смартфон, шубу, новый дом?
Второй важный вопрос для обсуждения с детьми: Для чего семье нужны деньги?
Объясните ребенку, что вы покупаете еду, одежду, лекарства, платите деньги, чтобы в доме был свет, вода, тепло.
Попросите, чтобы ребенок сам попробовал назвать, какие покупки ваша семья делает почти каждый день, какие — раз в неделю, какие — раз в месяц, а какие — еще реже.
Пусть это станет еженедельной воскресной игрой всей семьи: кто в вашей семье самый наблюдательный и сможет назвать в воскресенье вечером все покупки, которые семья купила в течение недели?
Постепенно можно усложнять эту игру — добавить в нее требование подсчитать, сколько стоила каждая покупка, сколько всего денег семья израсходовала на эти покупки за неделю.
Только так, незаметно и постепенно у ребенка, да и у взрослых тоже, начинают складываться полезные финансовые привычки вести еженедельный учет всех расходов (это те деньги, которые семья потратила на покупки). Иногда среди этих расходов обнаруживаются совсем ненужные траты. Или такие траты, о которых мы даже и вспомнить не можем.
Оказывается, больше 40% детей просто проедает свои «капиталы», покупая разные вкусняшки. Реже всего дети оплачивают проезд на транспорте и радуют себя компьютерными играми.
Кстати, 26% родителей даже не стараются выяснять, на что их ребенок тратит выданные ему деньги.
Более 50% пап и мам самостоятельно обучают детей финансовой грамотности. 12% родителей надеются на школу. А вот все остальные родители даже не задумываются об этом.
Желание «быть, как все», «иметь то, что есть у всех», или наоборот – «иметь то, чего ни у кого нет» является плохим советчиком и для детей, и для взрослых.
И, наконец, третий вопрос, в котором детям очень трудно разобраться без нашей помощи: Почему нельзя купить все, что хочется?
Сделайте так, чтобы ваш ребенок сам нашел ответ на этот вопрос. Для этого помогите Вашему ребенку усвоить пять финансовых правил на каждый день.
Правило № 1. Перед тем, как идти в магазин, составь список своих покупок
Составляйте такой список покупок вместе с ребенком. Интересно обсуждать с ребенком перед выходом в магазин такие вопросы:
- Что мы купим маме?
- Что мы купим папе?
- Что мы купим бабушке?
- Что мы купим твоим сестренке и братику?
- Что мы купим тебе?
- Что мы купим для всей нашей семьи?
Эти вопросы подсказывают ребенку, что семья ходит в магазин за покупками для всех, а не только для него.
Правило № 2. В списке покупок на первом месте должны быть обязательные покупки
Помогите детям разобраться, какие покупки относятся к обязательным, и почему семья не может обойтись без них.
Для этого обсудите с ребенком такие вопросы:
- Какие покупки в списке — самые нужные?
Могут быть ответы: Продукты питания, одежда, обувь, зубная паста, лекарства (продолжите этот список сами)
- Для чего нам нужны эти покупки? Почему мы не можем без них обойтись?
Могут быть ответы: Эти покупки нужны, потому что нужно есть каждый день, одеваться, следить за своим здоровьем (продолжите этот список сами)
- Какую игрушку тебе хочется больше всего?
- Без каких покупок мы можем обойтись?
- Какую покупку можно сделать позже?
- Какие обязательные покупки мы делаем редко? Почему?
- Могут быть ответы: Холодильник, телевизор, шкаф, диван, стиральная машина (продолжите этот список сами)
Эти вопросы подсказывают ребенку, что покупки бывают разные:
- обязательные и необязательные,
- регулярные и нерегулярные.
Обязательные и регулярные покупки — это то, без чего семья не может обойтись каждый день (продукты питания, одежда, обувь, лекарства).
Необязательные покупки — например, букет цветов, мороженое, билеты в кино, бусы, игрушки. Конечно, семья может прожить без таких покупок. Но иногда и такие покупки нужно делать. Почему? Потому что они приносят всем удовольствие и радость, делают нашу жизнь более интересной и комфортной.
Не только детям, но иногда и взрослым трудно различить, какие покупки обязательные, а какие — необязательные. К примеру, как Вы думаете, подарок на день рождения — это обязательная или необязательная покупка?
Можно сравнить размер Вашей ежемесячной заработной платы и расходы на обязательные покупки за месяц. К примеру, посчитайте вместе с ребенком, сколько денег остается от Вашей заработной платы (или пенсии, пособия) после того, как семья сделает все обязательные покупки на месяц.
Бывают нерегулярные покупки — это покупки, которые семья делает один раз в полгода год или в год, или еще реже, потому что это вещи, которыми семья может пользоваться несколько лет. К примеру, шуба, бытовая техника, автомобиль. Такие покупки дорого стоят. Поэтому семья обычно копит на них деньги в течение нескольких месяцев. Но зато такие вещи служат людям долго.
Правило № 3. В списке покупок надо указать цену каждой покупки, и подсчитать, сколько всего денег нужно для покупок
Спросите у своего ребенка:
- Сколько стоит один пакет молока?
- Сколько стоит один батон?
- Сколько стоит билет в кино?
- Сколько стоит его любимая игрушка?
Если вы будете задавать ребенку эти вопросы каждый день, постепенно он станет обращать внимание на ценники товаров в магазинах. Важно, чтобы ребенок умел сравнивать цены, чтобы он понимал, что одна вещь стоит дороже, другая — дешевле; чтобы ребенок умел считать сумму разных купюр и монет, находил информацию о стоимости покупки в чеке.
Так ребенок узнает, что за каждую вещь в магазине родители платят деньги. Важно, чтобы родители вместе с ребенком регулярно, например, в конце каждой недели, подсчитывали, сколько всего денег потратила семья на повседневные покупки.
Правило № 4. Все, что мы покупаем, стоит денег. За каждую покупку надо платить деньги
Продукты, одежда, игрушки, — все, что родители покупают, стоит денег. Если ребенок сломал игрушку или потерял ее во дворе, значит, семья потеряла деньги, которые заплатила за эту игрушку.
Конечно, это очень неприятно. Но не следует наказывать за это ребенка. Для пользы дела нужно обсуждать с ним, почему так получилось, приводить похожие случаи из Вашего детства и делать выводы вместе с ребенком.
Один из самых важных выводов: Все, что семья имеет, заработано трудом взрослых людей. Поэтому надо беречь все, что семья покупает: не разбрасывать, не ломать и не терять вещи.
Люди разных профессий получают за свой труд разную заработную плату. Чем больше знаний и способностей требуется от работника, тем сложнее его труд, тем должна быть выше его заработная плата.
Чтобы иметь высокую заработную плату, человеку надо развивать свои способности, постоянно учиться и осваивать новые технологии.
Правило № 5. Нельзя купить все, что хочется
Обсудите вместе с ребенком:
- Почему нельзя купить все, что хочется?
Могут быть такие ответы: У людей часто желаний больше, чем денег. Поэтому надо уметь выбирать, какое желание выполнить, а от какого - отказаться; надо уметь копить деньги для исполнения своих желаний (продолжите список ответов сами)
- Что делать, если не хватает денег на игрушку, которую ты просишь купить?
Могут быть такие ответы: Можно накопить нужную сумму денег и купить ее позже. Можно еще раз поду-мать, так ли уж нужна эта игрушка (продолжите список ответов сами)
Попросите своего ребенка представить, что перед ним малыш, который сердится, обижается на родителей, плачет и не разговаривает ни с кем, потому что ему не купили игрушку. Спросите у своего ребенка, как успокоить такого малыша, какой ему можно дать совет?
Такая беседа подсказывает вашему ребенку, что надо уметь отличать то, что необходимо, от того, что хочется, от своих желаний. У человека может быть бесконечное количество желаний. Когда исполняется одно желание, ему хочется уже что-то другое.
Напомните ребенку, что произошло в сказках с героями, которые не умели контролировать свои желания. К чему привели их желания иметь больше богатства, чем они уже имели?
К примеру, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старуха осталась у разбитого корыта, потому что все время хотела больше, чем получала. А восточная народная сказка «Золотая антилопа» закончилась тем, что все золото богатого раджи превратилось в глиняные осколки, а он стал нищим.
Вспомните мудрую пословицу: «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало». Приносит ли богатство людям счастье? Что на самом деле делает человека счастливым?
Дорогие читатели нашего канала! Ставьте лайки, если материал вам понравился, делитесь этим материалом со своими друзьями, это очень помогает развиваться нашему каналу! Пишите в комментариях, согласны ли вы с такими мнениями:
1. Детям нужно давать деньги, чтобы они учились их обдуманно тратить.
2. Детям рано рассказывать о ценах на продукты, одежду, обувь, другие необходимые товары для семьи, они все равно ничего не поймут.
3. Ребенку надо дарить на день рождения деньги, а не игрушки.
4. Ребенок имеет право дарить свои игрушки друзьям.
Смотрите на нашем канале видео на русском жестовом языке с субтитрами и голосовым озвучиванием (материал подготовлен в рамках проекта-победителя конкурса Фонда Президентских грантов):
3) Дети и деньги: часть 3