Какой-то у меня такой период сейчас, что почти все книги одна за другой основаны на том, что у главного героя/героини токсичные отношения с родителями. И всегда именно на этом строится рассказ, проблема, развитие героя. Герой либо пытается любой ценой и без цели выпутаться из этих отношений, либо перерасти их, доказав, что вообще-то может все сам. Либо увязает в них и плывет по течению. Почему так?
На днях была рецензия на «Мод Дискон» – там мать играет не самую важную роль, но все же играет. Флоренс единственный ребенок в семье, причем, как водится, мать пытается реализовать в нем все свои цели, которых она сама не достигла. Она звонит и сюсюкает, пытается подобрать ей мужа, работу, жизнь...
Меня это всегда удивляло. Почему люди пытаются отправить ребенка в музыкальную/художественную/спортивную школу (и настоять, чтобы он ее закончил), раз у них самих это не получилось? Или выбрать вуз за ребенка, в который хотели поступить сами? Дети, конечно, имеют некую схожесть с родителями, но это все же отдельно стоящие люди со своим темпераментом, своими талантами и своими увлечениями. Даже в 2-3 года можно определить предрасположенность ребенка к тем или иным видам спорта/искусства.
Да-да, моя дочь учится в музыкальной школе и недавно бросила ДЮСШ, переориентировавшись на другой вид спорта, так что кто бы говорил :) Только ни у меня ни у мужа не было таких целей. Я вообще надеялась, что за время дистанционки что-то отвалится, но нет – уперлась продолжать. Что ж, ее дело. Но мы отвлеклись.
«Кокон», который я дослушиваю (решила растягивать, он становится все краше), вообще целиком построен на проблеме отцов и детей. Там каждый из героев во всех поколениях лишен родительской любви, что во многом определяет его поступки.
«Голландский дом»? «Снежинка»? И тут все завязано на родителях. В триллерах, которые я читала недавно, например, в «Вонгозеро» или «Американской грязи» этого нет, но там вообще сюжет стремителен и все действие занимает меньше недели, там не до богатого тараканьего внутреннего мира героя, им выжить надо.
Родители главных героев – это либо гиперопека и попытка взвалить на ребенка все, что только можно, либо тотальное невнимание и полное отсутствие любви. Это делает героев забитыми, жалкими и не слишком нужными.
Вспоминаю классику. В «Войне и мире» дети во многих семьях определены отношением к ним. Есть и деспот-отец, и мягкохарактерный должник, и отсутствие матери, и замена матери женой... А вот например в «Преступлении и наказании» я не помню влияния родителей, но это наверное сначала перечитать надо. И вообще у Достоевского не вспоминается такого уж отпечатка старшего поколения на младшем.
Да-да, есть Тургенев и его «Отцы и дети», но там совсем другое. Не подавление, гиперопека и прочая токсичность, а разность поколений. И не помню я таких произведений (по крайней мере массово), чтобы родители влияли на поведение главного героя сильно. Или из более близких по времени книг – тот же Теодор Драйзер, например, в его книгах герой сам по себе, родители дали только правила морали, не свои ценности. Сейчас же проблема влияния родителей на детей прямо через одну книгу. Или это мне везет так.