Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Понятие «духовно-нравственное образование» достаточно широко и объединяет в себе различные определения ценностно-смыслового содержания образования. Поэтому нам необходимо различить значения важнейших понятий, которые этой рамкой заключаются. Тем более что в педагогической практике наблюдается серьезная путаница в их понимании и применении.
Прежде всего разберемся с понятиями «образование», «просвещение», «воспитание» и «становление». Мы обратимся к определениям, данным В.И. Слободчиковым, в трудах которого изложены теоретико-методологические основы антропологического подхода в образовании.
Духовно-нравственное образование
Духовно-нравственное образование по мнению В.И. Слободчикова, – это обретение образа человеческого во времени истории и пространстве отеческой культуры. Духовно-нравственное образование – это, прежде всего, религиозное образование. И, обращаясь к антропологическому понятию Встреча, можно сказать, что это Встреча с содержанием живой религиозной культуры, с живыми носителями этой культуры.
Духовно-нравственное просвещение
Духовно-нравственное просвещение – это раскрытие знаний и представлений о различных верованиях, о религиозных традициях, о социально значимых ценностях в этих традициях. Так понимаемое духовно-нравственное просвещение иногда отождествляют с «обучением религии», с «религиоведением».
Духовно-нравственное образование и просвещение представляют гармоничное сочетание точного знания и погружения в образы живой, значит плодотворящей культуры родного народа. Здесь разные содержания и разные технологии их освоения, которые не нужно смешивать и отождествлять, так как они взаимно дополняют, но не замещают друг друга.
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание – это Встреча с духовно-нравственным Другим, другими. Встреча с носителем культуры, обладающим живым опытом собственного духовно-нравственного восхождения. Оно реализуется в событийной общности, в пространстве между воспитателем и воспитанником.
Такое воспитание сказывается в наших личностных поступках и деяниях. В этом и состоит весь смысл такого воспитания. Все остальное – дело педагогической техники. Наиболее гармонично духовно-нравственное воспитание возможно на дошкольном уровне образования, хотя жесткой возрастной привязки не имеет и возможно в любом возрасте.
Духовно-нравственное становление и развитие личности человека
Духовно-нравственное становление и развитие личности человека - это, в первую очередь, Встреча с Господом, с голосом Совести, встреча с самим собой. С собой таким, который способен к различению Добра и Зла, а главное – способен осуществить ответственный выбор между ними.
Итак, мы описали несколько образующих встреч:
- Встреча с культурой и историей отечества;
- Встреча с знанием о религии и традициях своего народа, рода;
- Встреча с Другим как живым носителем культуры, знания и традиций;
- Встреча с самим собой как наследником и преемником;
- Встреча с Богом как (возможный) результат духовно-нравственного образования.
В этой логике мы и предлагаем ориентироваться и определиться воспитателям, на каком уровне они могут и готовы работать с детьми в этой сложной, но, безусловно, актуальной области воспитания.
Завершая разговор об этом кластере понятий, нужно отметить, что понятие «духовно-нравственное» имеет разные толкования в разных форматах образования. Необходимо разделение и уточнение для различения не только самих форматов образования, но и связанных с ними целей, задач, смыслов, целевых ориентиров, методов и технологий.
Мы можем выделить два формата духовно-нравственного образования:
- образование историко-культурологическое;
- образование религиозное (конфессиональное).
В историко-культурологическом образовании главный акцент ставится на ценности господствующей культуры и возможность выбора таких ценностей образующимся. Источником духовности является культура. Способом удержания духовности становятся ценностные ориентации. Высшие образцы культуры, примеры нравственной жизни, которые, собственно, и составляют содержание духовности в этом формате образования.
Нравственное воспитание связывается с представлениями общества о морали, поэтому становятся возможными такие определения, как «моральное воспитание» или «морально-нравственное воспитание». В этом формате образования программа духовно-нравственного воспитания может быть парциальной, так как входит в номенклатуру разных предметов, наравне с математикой, физкультурой и пр.
В формате духовного образования нравственность оказывается иерархически подчиненной духовности. Источником духовности является Дух (в разных религиях может быть свой источник). Духовность диктует уклад жизни. Способом удержания духовности является вера. Высшим образцом нравственности и духовности является святость.
Программа духовно-нравственного воспитания не может быть парциальной, поскольку пронизывает всё образовательное пространство, включая развивающую предметно-пространственную среду.
Форматы духовно-нравственного образования
Источник: Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : методические рекомендации – Самара : Вектор, 2020. ISBN 978-5-6044835-4-1 : в рамках проекта ВОО «Воспитатели России» «Большой онлайн-фестиваль дошкольного образования»