Обские угры все воды почитали как священные, было принято строго соблюдать определенные правила, время от времени проводились специальные обрядовые действия, имевшие как окказиональный, так и регулярный характер.
Почитание реки как символа жизни у обских угров в прошлом имело большое значение: люди не позволяли себе осквернить реку, не входили в воду купаться, не стирали там бельё, не бросали мусор, не позволяли плюнуть в воду. Почитание воды в определенной степени сохраняется и сегодня. Обязательным и общепринятым ритуалом считается обряд окропления головы вешней водой. Перед тем как сесть в лодку люди трижды символически омывают голову водой и просят у духов воды удачи на промысле и защиты на воде.
Например, по обычаю казымских хантов, впервые садясь по весне в лодку, следует смочить голову водой и сказать: «Йиңк-Вəрт Эви (‛Воды-дух Дева’), на твою спину я сел».
Когда после ледохода первый раз садились в лодку, взрослые себе и детям смачивали голову водой со словами: «Нуви лов эвалт питы лов шанша ӆεӆсув» (‘Со спины белой лошади пересели на спину чёрной лошади’). С этим действием связывалось обеспечение безопасности на воде, которую таким образом приветствовали.
В честь Водного духа и его дочери трижды в течение года совершались жертвоприношения: после ледохода, в конце лета (когда возвращались с Оби) и осенью, перед ледоставом.
Обряд поклонения Водным духам проходил чаще всего на крутом яру, где находили ёлку с двумя или более верхушками, на стволе которой вырубалась личина Вит-хона (манси), возле неё ставили его «божественный посох-молот» с зарубками, означающими число посещений для жертвоприношений в его честь. На ветки, под личиной, вывешивали орнаментированную рубаху из красной ткани для Вит-хона и разукрашенное орнаментами покрывало с колокольчиками по краям – для его дочери. На нижние ветки прикреплялись разноцветные куски и полоски ткани с завязанными в них монетами. Рядом устанавливался низенький столик с угощением. В стороне, к жертвенному столбу привязывали жертвенное животное (бычка или телку). Недалеко от священной ёлки разводился костер с двумя таганами для подвешивания большого чугунного котла и медного ведерного чайника. Священнодействие начиналось с жертвоприношения, в ходе которого
кровью жертвенного животного заполняли небольшую ёмкость из бересты. В подарки, предназначенные для Вит-хона и его дочери, заворачивали камни, все это осторожно складывали в лодку, и лодка выезжала к стрежню реки. Пока лодка делала три круга по солнцу, старший из мужчин пел призывную песню и просил Вит-хона об удачной ловле рыбы, после чего кровь выливалась в воду, а подарки уходили на дно. Обязательными были в этот день спортивные соревнования на лодках и на берегу. Если было спиртное, им ’угощали’ Вит-хона, выливая немного водки в реку. В то же время, по у казымских хантов, которые близки в культурном отношении к северным манси, выливать в воду спиртное в качестве угощения Водному духу ни в коем случае нельзя, так как это может повлечь за собой зависимость от спиртного у дарителя (информант А. Г. Ерныхова).
Казымские ханты еще в середине ХХ в. приносили в жертву Водным духам Йиңк-Вəрт (ханты) живого оленя: крепкого хора (быка) с красивыми рогами, желательно бурого оттенка шерсти, или телёнка. Одаривали также тканью, цвета которой соответствуют водной стихии, желательно голубого или синего цвета, для «дочери - Йиңк-Вəрт Эви (ханты)» также платок тоже этих цветов. На месте обряда мужчины разжигали костёр. У воды накрывался стол, и совершался обряд, включавший молитву – призывание Водного духа и его детей.
В настоящее время наблюдается реконструкция и воссоздание многих обрядов коренных народов Югры, в том числе и связанных с поклонением духам воды. Эти процессы связаны с желанием представителей хантов и манси сохранить традиции своего народа, их инициатива нередко находит поддержку у работников этнографических музеев.
Источники:
Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды.
Волдина Т.В. Обряды поклонения водным духам у обских угров.
Фото и видео с обряда водным духам Йинк Верт и его дочери Йинк Верт Эви в Центре "Касум ёх" Этнографический музей-парк села Казым