Найти тему
Психолог Майя Михайлова

Надо ли вымаливать у Бога то, что Он не даёт? Объясняет Алексей Осипов

Самого доброго Вам времени суток, дорогие мои!

Друзья мои, если я что-то отличное вижу в Инете, то стараюсь Вам дать это.

Статью хорошую нашла.

Канал Смотри в себя

У нас у всех есть о чём просить Бога — мужа, детей, денег, здоровья себе и своим близким, счастья… О чём, на самом деле, можно просить Бога и о чём нельзя, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.

Святые отцы утверждают, что мы сами понятия не имеем, что для нас лучше. Просто не знаем. Быть нам здоровыми или больными, богатыми или бедными…

Мы не знаем. Поэтому нужно довериться Богу. Господи, ты знаешь, чего я хочу. Но да будет воля Твоя, а не моя.

Если православный христианин не доверяет Богу, то это равносильно отречению от Него.

Меня часто спрашивают, что делать, если молишься, но не получаешь того, что просишь? Что значит «молишься»? Мне нужно выходить на ринг, и я молюсь: «Господи, помоги мне, отправить человека в нокаут». Но Бог не помогает, и я терплю поражение.

Или представьте себе, один православный иерарх молится за свою команду, а другой православный молится за победу другой команды.

Я вообще не понимаю, как можно молиться о таких вещах. Но это происходит сплошь и рядом. Люди, как язычники, молятся о земных благах. Небо им не нужно. Вот поэтому апостол Иаков и написал:

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а, чтобы употребить для ваших вожделений».

Много ли найдётся людей, которые просят избавить их от тщеславия, жадности, гнева? Если и есть такие, то единицы. Вот такие мы православные.

Надо ли бездетной семье вымаливать ребёнка, и вообще надо ли нам просить земных благ? Когда Христос учил учеников молиться и дал им молитву «Отче наш», там были слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Насущный — значит, необходимый.

Одно дело — необходимое, другое — желаемое. Это первое, что надо различать. Детей мы желаем, но насколько это необходимо, мы не знаем. Это просто желание и больше ничего.

Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то встретим там чрезвычайно серьёзное указание по этому вопросу святого Исаака Сирина. Он говорит языком притчи. Представьте, что ответил бы царь, если бы к нему пришёл человек, который очень долго добивался приёма, и наконец, добившись, пришёл во дворец и попросил бы у царя гноя?

Полагаю, что царь был бы очень сильно оскорблён этой просьбой. Всё, что мы здесь имеем, гниёт и тлеет. Всё, в конце концов, превратиться в прах. Всё это —гной. Одно дело просить "хлеб наш насущный", другое — то, что мне очень хочется. Здесь надо быть чрезвычайно осторожным.

Поэтому святые отцы настоятельно рекомендуют нам молиться так, как это делал Христос в Гефсиманском саду: «Да минует меня эта чаша. Но никак я хочу, а как Ты».

Мы, действительно, не знаем, что для нас окажется полезным, а что — вредным. Поэтому молиться о том, что мне хочется – это грех противления. Ты видишь, что я хочу детей. Но да будет Твоя воля, Господи, а не моя.

Если во что бы то ни стало вымаливать что-то, то такая молитва может остаться неуслышанной. И если даже человек в итоге получит детей, то потом взвоет от них же самих. Как говорится в русской пословице, за что боролся, на то и напоролся.

Если вы хотите научиться правильно молиться, я бы очень советовал вам почитать святителя Игнатия Брянчанинова. У него есть великолепные статьи о молитве, в которых излагается всё подробно, ясно и отчётливо. Причём он ссылается на святых отцов. На тех, которые сами прошли этот путь, которые знали все опасности, препятствия, искушения в этом вопросе.

Как нужно молиться? Во-первых, говорит Игнатий Брянчанинов, очень важно, чтобы в душе не осталось зла ни на какого человека. Нужно просить о прощении. Необязательно просить прощения у самого человека. Это даже может вызвать обратный эффект. В своей душе нужно с человеком примириться. Если нет примирения, о молитве не может быть и речи.

Варсонофий Великий советовал, если мучают мысли о конфликте с каким-то человеком, если мучает гнев, необходимо сказать: «Брат мой лучше и святее меня, а меня, Господи, прости!»

Душа противится, но ты скажи. Повтори еще раз. Варсонофий Великий утверждал, а его последователи подтверждали, что эти краткие слова удивительно успокаивают душу.

Во-вторых, подчеркивает Игнатий Брянчанинов, молитвой называется только то, что совершается с вниманием. Молитва без внимания — это оскорбление Бога. При молитве мы, действительно, часто отвлекаемся. Таково свойство нашего ума.

Почему же мы молимся и ничего не получаем? Во-первых, мы молимся, не примирившись внутри себя. Во-вторых, мы не столько молимся, сколько делаем заказ (поминовение, молебен). А где в этот момент находимся мы сами?

Игнатий Брянчанинов пишет, что молитва требует трёх обязательных вещей: внимания, благоговения и сокрушения сердца. Что касается сокрушенного сердца... Каждому из нас есть, о чём каяться.

Исаак Сирин говорит: ничего не проси у Бога, если ты веришь Ему. Говори только об одном: «Господи, помилуй меня и спаси». Ибо это есть корень, и там, где будет исцеление души, все блага, как следствия, последуют за этим. Когда же ты просишь гноя, ты оскорбляешь царя. И поэтому ничего не получаешь.

Как же быть, чтобы не оказаться на месте того человека, который запросил у царя гноя? Игнатий Брянчанинов даёт нам ответ:

"Господи, ты видишь, что я хочу. Да будет Твоя воля, а не моя. Я верю Тебе. Помилуй меня".